Kahin Mirzalizade задал в комментах к предыдущему посту замечательный вопрос: «Avraham Shmulevich не знает что с ним сделали бы те выданные потом Советам казаки (воевавшие на стороне Германии), если он в те годы попал бы к ним в руки»…

Очень хороший вопрос. И он напомнил мне, что сегодня, 10 мая, не только еврейский праздник Песах шени, Второй Песах, когда можно приносить пасхальную жертву, но и мой семейный юбилей. 10 мая 1918 года мой дед был произведен в подъесаулы Донской армии.

На самом деле, жизнь штука не линейная. И историю интересно примеривать на себя. Итак:
Задержанных евреев, думаю, казаки автоматом передавали в гестапо. Ну, или в немецкую военную полицию, кто там ближе оказывался из немецких «правоохранительных органов», могли и расстрелять при взятии в полевых условиях, чтоб не заморачиваться. Вроде к участию к расстрелам евреев их не привлекали, этим занимались айзайцен-группы СС, но могло быть так, что казаки участвовали в конвоировании и оцеплении, в том числе и гетто и мест расстрела. И уж точно гитлеровские казаки участвовали подавлении Варшавского восстания. Не восстания в Варшавском гетто, восстании евреев в Варшаве, вроде как его подавляли части эсэс и вермахта. А восстания Армии Крайовой в Варшаве, но и евреи в этом восстании участвовали, и я «вполне мог бы быть», да. Тогда тоже самое – или убили, или передали бы немцам. Ну а немцы или расстреляли бы сразу, или отправили в концлагерь, а если на территории Генерал-губернаторств, то отправили бы в гетто, а уж из гетто в лагерь уничтожения.


Но тут есть дополнительный сюжет.
Моя мать — еврейка.
Моя бабка по отцу – дворянка немецко-итальянского происхождения, дочь предводителя дворянства города Козлов Тамбовской губернии, ныне Мичуринск. Мой дед, отец моего отца, Евграф Дёмин, был донским казаком, участник антибольшевистского движения с самых первых дней, когда первые донские казаки поднялись против большевиков, участник Степного похода (в Багаевской сотне отряда Семилетова, взвод артиллерии), затем офицер Донской армии (вооружённых сил Всевеликого войска Донского). В 1915 окончил Новочеркасское юнкерское училище, в Первую мировую был сотником. Подъесаул, произведен в подъесаулы 10 мая 1918 года, у меня семейный юбилей сегодня, подучается.
Так что в казачьих частях наверняка служили его боевые товарищи, или даже родственники (фамилия Дёмин значится в списках). Как бы они распорядились моей судьбой, интересно? Кстати, по немецким расовым законам допускалась «ариезация» евреев, если один из родителей был ариец, а сам кандидат на ариезацию был никак не связан еврейством, никогда не состоял в еврейских организациях, общинах и религиозных обществах, не исповедовал бы иудаизм, не был носителем еврейской культуры и евреем себя не считал. Такое лицо специальным решением на уровне Гиммлера после разбирательства и проверок, можно было признать арийцем. Но это не мой случай. И, кстати, считались ли казаки арийцами в смысле всех этих расовых законов? И достаточно ли того, что мать отца была наполовину немкой? В любом случае, попадись я немцам на вопрос о том, еврей ли я — я бы ответил сразу и утвердительно. Если бы дело дошло до немцев. Дошло бы? А с большевиками, если я считал своим долгом бороться в 1981-см году, то, наверное, считал бы и в 1941. Интересный вопрос, короче, мне задали.
Вот фото деда, 1921 год:
Надпись на обратной стороне фотографии: «Любимой жене Лидии на память о тяжелых и грустных днях 1921-го г. Евграф»

אברהם שמולביץ
Авраам Шмулевич
Раввин.

От редакции:

Этот текст написан в качестве в продолжение темы, поднятой Автором в своей публикации «Переоценка союза со Сталиным? Мой вклад в победобесие«, первоначально опубликованном на Facebook