RSS

Газонокосилка для мозгов: телевидение, как изобретение Геббельсов

  • Written by:

Как телевидение в тоталитарных странах парализует волю населения

Угадайте, кому принадлежат эти слова: «Оппозиционеры поливают нашу страну грязью, отрабатывая деньги, которые им платит Запад. Эти оппозиционеры существуют на деньги США и являются послушными псами своих заокеанских хозяев. Все так называемые оппозиционеры — враги нашего народа — финансируются плутократическим Западом, живут на его подачки». Путину? Проханову?  Байкеру Хирургу? Отнюдь! Это из выступления Йозефа Геббельса 1938 в году.


Когда началась энергоблокада Крыма, то первое, что было сделано местными чиновниками … Думаете, установили в каждом доме независимый источник энергии? Организовали бесплатные передвижные электростанции? Ухватились за голову с криком «Крым не наш!»? Нет, они пустили в города полуострова грузовики, в которых вместо кузова красовался огромный телеэкран. Надо ли говорить, что все телевизоры были настроены на федеральные российские каналы, где бодрый Путин и полусонный Медведев объясняли крымчанам, как им скоро станет тепло и светло.

10b

Телевидение, как изобретение Геббельсов

Вряд ли инициаторы этого популярного действа знали, кто первый додумался до пропагандистской роли телевидения и тут же его на службу государству. В 1938-м, через два года после официального открытия первого телеканала в Германии, Магду Геббельс осенила идея ставить телевизоры в прачечных, чтобы домохозяйки не скучали в ожидании чистого белья. Деньги под это дело дал, разумеется, Йозеф Геббельс, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды, человек Магда. Правда, выдвинув условие: телевизионщики должны четко придерживаться его инструкций и всегда помнить об интересах Рейха. Магда, фанатичная последовательница Гитлера и наци, была обеими руками «за». Поэтому программа телевидения, которым она руководила негласно, будучи женой первого идеолога государства и женщиной крайне активной, содержала только тот материал, который укреплял в душах телезрителей веру в правоту гитлеровских начинаний. Программа передач тех лет имела вот какой вид:

12 января 1938. Программа телевидения Третьего Рейха

20:00 — актуальные сообщения
20:38 — штурмовое подразделение СС 8/75
имени Эдмунда Бенке поет старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС
20:39 — «Слово о главном». Говорит
боец штурмового подразделения СС
20:40 — «Немецкое прошлое живет».
Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС
20:45 — штурмовое подразделение СС 8/75 имени Эдмунда Бенке поет еще одну солдатскую песню
20:48 — «Слово фюрера». Отрывки из фильма
20:49 — «В борьбе — к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС
21:00 — повторение программы

Заставка телевещания Третьего Рейха

Заставка телевещания Третьего Рейха

В то время телевидение уже начало завладевать рынками и умами Европы и Америки, но с началом Второй мировой ни одна из воюющих, не вела регулярных передач. Кроме, заметим, Германии, которая отключила свое любимое детище лишь на двое суток: накануне и в первый день вторжения в Польшу. В дальнейшем ТВ работало бесперебойно, не переставая укреплять веру немцев в идеи наци.

Кто знает, если бы Германия отключила это новейшее СМИ, крах Гитлера не настал бы раньше? Скорее всего, именно так и случилось бы.

То-то российским идеологам-пропагандистам особенно гордиться нечем: весь набор их инструментов уже испытан на 80 лет раньше их учителями в деле промывания мозгов.

Лет 20 назад ученые — социологи и психологи — предусматривали быстрое «свертывания» телевидения, вытеснение его более мощным, доступным и дешевым средством коммуникации — интернетом. Как показала практика, ошибались. Телевидение как было, так и осталось главным источником информации, а также средством развлечения и удовольствия для явного большинства людей, причем не только среди жертв агрессивной пропаганды, которыми являются жители бывших республик СССР, но и среди граждан вполне благополучных и сытых стран Западной Европы.

ИМЕННО ТЕЛЕВИЗОР ОБЛАДАЕТ УНИКАЛЬНЫМ СВОЙСТВОМ СТИРАТЬ ГРАНЬ МЕЖДУ ПРАВДОЙ И ЛОЖЬЮ, РЕАЛЬНОСТЬЮ И ФАНТАЗИЕЙ. ПЕРЕД ЕГО ЭКРАНОМ С ЧЕЛОВЕКОМ ПРОИСХОДИТ ЧУДО: ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ ОТКЛЮЧАЕТСЯ

Вероятно, те ученые, которые предсказывали уход телевидения в тень, не учли человеческой инертности, приписав мозгу желание самому выбирать источники информации, которых на самом деле не существует. Ни одно печатное СМИ, ни радио и даже интернет не поборется с телевидением во внушении. Именно телевизор обладает уникальным свойством стирать грань между правдой и ложью, реальностью и фантазией. Перед его экраном с человеком происходит чудо: ее психологическая защита практически совсем отключается. Причем даже у тех, кто знает о ТВ все и у кого идеологическая подкованность стократ сильнее, чем у среднестатистического гражданина.

Недавно одна знакомая дама, убеждена либералка, соратница и давняя подруга Немцова, жаловалась: «Мне пришлось провести пять дней у мамы. «Первый канал» у нее включен постоянно, и, знаешь, я испугалась, потому что вдруг начала сомневаться в правильности выбранной идеологии». Неизвестно, что с ней случилось, если бы она осталась у матери на месяц. Надо ли объяснять, что происходит в мозге человека, вообще не склонного к анализу, когда она проводит перед голубым экраном все свободное время и даже в остальные часов телевизор остается постоянным фоном?

Магда Геббельс -одна из родоначальниц современного телевидения

Магда Геббельс -одна из родоначальниц современного телевидения

Две вещи составляют основу телевидения, давая ему возможность быть незаменимым орудием пропаганды: навязанность (т.е. отсутствие необходимости самому человеку выбирать новости в колоссальном потоке информации) и картинка. Принцип «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» делает телевизор королем пропаганды, который опережает не только радио, но даже интернет. Хотя, казалось бы, что может быть проще: выбери несколько сайтов, которым веришь, перешерстить сеть — и найдешь множество альтернативной информации. Но телевизионщики свое дело знают: последователи незабываемой Магды Геббельс так старательно продолжают ее дело, что говорить даже о минимальной тяге к анализу у среднестатистического телезрителя а уже не приходится.

Программа ненависти

На примере, скажем, российского телевидения легко проследить, как за минимально короткий срок голубой экран может вызвать у зрителя именно те эмоции, которые необходимы власти для поддержания нужного уровня доверия. В январе 2014 года, поняв, что свободная Украина опасна для путинской диктатуры, власть сориентировала федеральные каналы на разжигание банальной ненависти к «братскому» народу. Оказалось, что нет ничего проще: русский который, и так не очень страдал от добросердечия, буквально за несколько дней выковал в себе феноменальную ненависть ко всему украинскому. Телевидение не слишком озабочено тем, чтобы изобрести новые способы запугивания: просто более концентрированно и бессовестно применяло старые. Кто смотрел новости из Киева на телевидении РФ, тот навсегда запомнит отвратительные лица людей на Майдане, их злобные оскал, слоганы «Кто не скачет, тот москаль» и «Москаляку на сук!», Суровые военизированные группы под красно-черными флагами и проклятия российских спикеров в адрес Степана Бандеры, объявленного главным фашистом всех времен и народов. Объяснить даже неглупым людям, которые поверили в победу фашизма в Украине, что с лавины событий на Майдане им любезно предложили выковырянные, вырванные из контекста секундные картинки, не имеющие отношения к общей панорамы, оказалось невозможным. Возгласы «Не верьте телевизору» натыкаются на «А кому же верить?».

В свете событий такой вопрос можно было расценить разве что как риторический. Государство, ежесекундно обманывало своих граждан, которую за ложь проклинали все, кроме депутатов и коррумпированных чиновников, вдруг оказалась  достойным доверия в одном-единственном сюжете — о ситуации в Украине. Казалось бы, парадокс? Да нет, все легко объяснить: государственное телевидение обратилось к психической атаки, применив все имеющиеся в его арсенале боевые средства. Начали с фильтрования картинки, из вырванных из контекста слов майдановцев, к месту рассказанных кровавых эпизодов из жизни Бандеры под ту же картину (походка групп под красно-черными флагами и трезубцами), по созданию дьявольского образа тогда еще крохотного «Правого сектора». Разогретый таким образом  российский зритель охотно проглотил продолжение: смехотворную, даже несмотря на всю ее опасность, побасенку о мальчике, распятого украинскими силовиками в отместку за отца- «ополченца». На фоне этого даже блестящая история о «кровавом кролике» Яценюке, который в 1990-е убивал и пытал в Чечне российских солдат, виделась невинной детской фантазией.

Кадр из фильма "Хвост виляет собакой"

Кадр из фильма «Хвост виляет собакой»

Все это могло бы вызвать смех, если бы, поупражнявшись в ненависти к Украине, россиянин не взялся за инерции ненавидеть все, что не укладывается в его схему: «пятую колонну», «либерастов», таджиков-гастарбайтеров, «пиндосов- америкосов» , «Гейропу», геев, хорошие книги, умное кино, классическую музыку … Казалось бы, мелочь — несколько недель бессовестного профессионализма пропагандистов с федеральных каналов. Но жизнь в России эти несколько недель изменили до неузнаваемости.

Про распятого мальчика

Про распятого мальчика

Методов психологического воздействия на зрителя совсем немного, пальцев на руках с лихвой хватит, чтобы их пересчитать. Но, умноженные на главные составляющие телевидение — навязанность и картинку, они становятся убийственными. Главный метод — монтаж. В этом случае выбор из всех имеющихся видеоматериалов исключительно тех, что покажут ситуацию в нужном свете. Если снова обратиться, к примеру, российского телевидения (что поделаешь: сейчас это образец работы оголтелой телепропаганды), то недавно зрители наблюдали очень показательную картину. Путин выступал перед Федеральным собранием. Разумеется, много говорил о коррупции, о том, что она в отдельных местах и ​​в отдельных случаях действительно есть, хотя, конечно, власть успешно ее искореняет. Как только президент произносил слово «коррупция», как телекамеры выхватывали из нескольких его слушателей в зале лица генерального прокурора России Юрия Чайки. Учитывая факт, что он стал невероятно популярным в народе после расследования Алексеем Навальным связей его семьи с преступным миром, а также на то, что федеральные каналы без особого распоряжения никогда не позволят себе так развлекаться, можно предположить, что вскоре будет горе этому Чайке. Или, скажем, репортаж о предрождественском Нью-Йорке сопровождается видеорядом, где блуждают печальные ожиревшие американцы или нищие. Мол, не так-то все благополучно, смотрите сами. Старый, как телевидение, метод, прекрасно используемый еще советскими медийщиками во всех новостях и «Международной панораму». Древний, но бессмертен.

Другой действенный способ вдалбливания нужной информации — навешивать ярлыки с помощью определенной лексики. Старейший метод.

5_7fb42

Доктор Геббельс, как идейный вдохновитель российских пропагандистов

Угадайте, кому принадлежат эти слова: «Оппозиционеры поливают нашу страну грязью, отрабатывая деньги, которые им платит Запад. Эти оппозиционеры существуют на деньги США и являются послушными псами своих заокеанских хозяев. Все так называемые оппозиционеры — враги нашего народа — финансируются плутократическим Западом, живут на его подачки». Путину? Проханову?  Байкеру Хирургу? Отнюдь! Это из выступления в 1938 году на ТВ того же Йозефа Геббельса. Найдите 10 отличий с выступлениями Путина или Лаврова. Не выходит? То-то же. Лексика времен холодной войны («внешний враг», «бездуховная Европа», «американский внешний долг», «кризис западной экономики», «протягивают чужие идеи») вернулась на российские экраны, поднявшись из гроба, куда ее, как мы думали, запихнула Перестройка.

От «сельди» до «слонов»

Телевизионщики всего мира очень нежно относятся, помимо прочего, к такому распространенному рычага воздействия на человека, как «метод копченой сельди». Известно, что запах копченой рыбы способен обмануть обоняние собаки, пустить ее по ложному следу. Это незаменимый, простой и очень действенный способ отвлечь внимание населения от действительно тяжелой проблемы, лишить его обоняния. Лучше всего этот метод был описан в американском фильме «Хвост виляет собакой» («Мошенничество») Барри Левинсона, где команда профессионалов-пиарщиков клепает сюжет о какой-то войне, которой нет на самом деле, и успешно отвлекает внимание всего мира от сексуального скандала, который вот-вот должен взорваться вокруг президента США. Успех этой ленты в мире был грандиозный, вот только на пользу мозгам она не пошла: большинство зрителей, не способных к обобщениям, хохотали и восхищались блестящим сюжетом, однако так и не сообразили, что это не единичный забавный случай в одной стране и что сознание каждого из них иногда становится кулисами для такого же спектакля.

Вынесенное в первые строки всех новостей всех телеканалов, скажем, очередная свадьба Аллы Пугачевой способно затмить подорожание энергоносителей, падение цен на российскую нефть и скачок доллара. А если «копченой сельдью» еще и приправить правильно подобранной лексикой, то у зрителя становится на одну проблему меньше. Ведь можно сказать «рубль снова обвалился на торгах», а «укрепления рубля сегодня приостановилось». Вот как хорошо!

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ОБЫЧНО ОТСТУПАЕТ ТАМ, ГДЕ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫХОДИТ ЗАБОТА О СОХРАНЕНИИ К ВЛАСТИ. ТОГДА ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ТВ СТАНОВИТСЯ ПАРАЛИЗОВАТЬ ВОЛЮ ЭЛЕКТОРАТА

Еще один из любимых методов внушения аудитории нужных мыслей — использовать «слонов». Он самый простой способ, потому что для него не нужны ни специальный сценарий, ни напряженная работа над лексикой и изображением. «Слоны» — это лидеры общественного мнения, известные и популярные артисты, режиссеры, звезды шоу-бизнеса, спортсмены, то есть те, чье слово для наивного обывателя имеет особый, вне всякой критики, смысл. Если ведущий теленовостей скажет: «Большинство граждан осуждают попытки США диктовать свои правила мировому сообществу», это будет глас вопиющего в пустыне. Но если Никита Михалков расскажет о том, что, он шоке от последнего выступления Обамы на Генеральной Ассамблее ООН, а вслед за ним включат Иосифа Кобзона, который расскажет о злобных американцев, которые не пускают его к детям в Соединенные Штаты, зритель поймет, что там дела совсем плохо. Совсем уже простой метод использования анонимных «слонов», то есть несуществующих авторитетов. «Источник из американского Белого дома рассказал о кризисе власти в США», «Международные эксперты пришли к выводу, что малазийский Boeing сбит Украиной», «Ученые одной из ведущих лабораторий Великобритании утверждают, что мясо вредно». Далее можно болтать сколько угодно: очарование любому авторитету, пусть и не подкрепленного именем, но зарубежного и «ведущего», свое дело непременно сделает. К тому же метод абсолютно безнаказанный — в суд за клевету подавать просто некому.

Новости — это, конечно, тяжелая артиллерия телевидения. Но не забывайте, что они занимают примерно 11% эфирного времени, остальное отдано развлечениям: сериалам, ток-шоу, юмористическим передачам и тому подобное. Не все развлечения одинаковы. На российских каналах (кроме крошечной по охвату «Культуры») сегодня не найти ни классической музыки, ни достойных фильмов, ни театральных постановок. Главным отдыхом для зрителя стали сериалы и ток-шоу. Днем крутят сериалы для домохозяек, где очередная золушка с лицом неграмотной шлюхи ищет свою любовь в большом городе, вечером — покачественнее слепленный продукт из жизни порядочных ментов и отважных спецназовцев. Чем в более серьезной изоляции оказывается Россия, чем острее чувствует власть потребность закрутить гайки, тем больше становится на телевидении эпосов о душках-силовиках. А в последнее время к этому набору добавились еще и бесконечные сериалы из жизни кинозвезд, которые отошли в мир иной (Людмилы Гурченко, Любови Орловой, Валентины Серовой) и одиозных личностей советских времен (Екатерины Фурцевой, Ґалины Брежневой, Вольфа Мессинга, Джуны). Что ни сериал -обывателя погружают в сталинско-хрущевско-брежневские времена, при этом советский фон, на котором показаны судьбы героев, видится довольно миленьким. «Да ну что вы, какая здесь политика!» — Улыбаются авторы и дальше отмывают советскую власть от крови, грязи и лжи. Вероятно, думают, что она вернется к ним чистенькой, незапятнанной.

Познавательная и развлекательная роль телевидения обычно отступает там, где на первый план выходит забота о сохранении к власти.  Тогда главной задачей руководителей, а заодно и телевидения становится парализовать волю электората. И ТВ превращается в огромный газонокосилку для мозгов. Огромная армия газонокосильщиков ежедневно, ежечасно, ежеминутно следит, чтобы ни малейшие ростки самостоятельной мысли не вылезли на поверхность. Начнут пробиваться, а мы за ними — вжик! — Новым шоу Петросяна. Опять пробьется либеральная мысль, мы по ней — трах! — Новым политическим ток-шоу, где слово «либерал» станет главной бранью. Обдискутируйся, дорогой зритель!

Помните наивный диалог из оскароносного советского фильма «Москва слезам не верит»? «Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — лишь сплошное телевидение ». — «Ну, это вы что-то разгорячились. Театр, здесь я согласен, действительно скоро отомрет, но книги, кино? »-« А вот вы вспомните мои слова через 20 лет».Не таким уж наивным оказался этот диалог.

Екатерина Барабаш

Украинская Неделя. Перевод с украинского «Русский Монитор»

Comments

comments

WordPress 4 шаблоны
{lang: 'en-GB'} v