RSS

Ребе Алексей Йесод: в России еврейская жизнь — это jewish half-life

В мире как минимум на протяжении двух столетий существует несколько основных ветвей иудейской религии, но современная Россия, как считает наш собеседник, привечает только самое ортодоксальное и мракобесное течение еврейской веры. Еврейские ортодоксы сидят на финансовых потоках, регулярно посещают Кремль, одобряют аннексию Крыма и репрессии против геев, даже проводят теплые встречи с «православными» погромщиками из байк-клуба «Ночные волки». Но только ли они могут олицетворять российский иудаизм?

Если выйти за пределы медийного поля, очерченного рамками федеральных каналов, можно встретить и последователей «иудаизма с человеческим лицом». О таком вот, прогрессивном иудаизме, его отличиях от традиционного, отношении верующих евреев-«прогрессистов» к войне в Украине и гомофобии, а также к Адольфу Шаевичу и Берлу Лазару, журналист Дмитрий Сидоров поговорил с еврейским активистом Алексеем Йесодом (по тексту — Е.). Независимый военный обозреватель, актер и публицист, он также известен как первый раввин-самосвят в России.

Ребе Йесод

Е: Прежде чем начнется наша беседа, давай помолчим минуту – помянем прекрасную девушку Ширу Банки, зарезанную в святом городе Иерусалим. (16-летняя Банки была смертельно ранена еврейским ультра-ортодоксом во время нападения на гей-парад 30 июля)

Д: Начнем с этой болезненной темы – дискуссии вокруг ЛГБТ в иудаизме. Насколько я понимаю, в мировом ортодоксальном иудаизме она гораздо шире, чем «поддерживать тех, кто вешает», как предложил один из главных российских раввинов Адольф Шаевич.

Е: Именно в ортодоксальном иудаизме она весьма узкая.(смеется)

Д: Но она же шире, чем мнение Шаевича?

Е: Да,  несмотря на почти универсальное отрицание альтернативной сексуальности в любой форме, большинство западных раввинов все-таки не настолько агрессивны. Часто ортодоксов-гомосексуалов просят просто не рассказывать о своей ориентации, но не изгоняют из общины. Достаточно реалистично проблемы религиозных гомосексуалов показаны в израильском фильме «С широко открытыми глазами», в котором рассказывается о любви женатого отца четырех детей и его молодого друга.

Наши же доморощенные вешатели только претендуют на некий духовный авторитет, а на деле жалкие кровожадные ничтожества. В том же интервью Шаевич говорит, что женщины-раввины это ужас плохо, что женщины отвлекают мужчин от молитвы и много другого сексистского-мракобесного бреда.

Позволь мне напомнить, кто такой Шаевич: человек однажды выбравшийся из-под лодки и  стремительно ставший главным раввином СССР. По собственному признанию, он сотрудничал с репрессивными советскими органами, выпустившими его на целых семь лет в Венгрии, где существовала единственная на весь соцлагерь ешива для раввинов. Вот в каких кэгэбэшных горнилах закалялся этот кремень-человек.

Д: К Шаевичу мы еще вернемся. Объясни как ты, иудей, планируешь борясь за души успешно соревноваться в ЛГБТ-friendly истории с атеистами-леваками?

Я не считаю, что нужно с кем-то соревноваться. Есть активисты, которые посвятили себя борьбе за права ЛГБТКИА – сообщества людей с альтернативной сексуальностью. Дай им  Б-г здоровья!

Красный иудаизм, евроиудаизм, прогрессивное иудейство – пока мы даже не имеем точного названия. Но это уж точно не абстрактный либерализм, а попытка создать точку сборки для людей с еврейским, частично еврейским или нееврейским бэкграундом, которым интересно изучать мир через шестиконечную призму. Призму еврейства отшлифованную веками изгнания – веками формирования ряда альтернативных еврейских идентичностей, приведших к созданию уникальной мультикультурной еврейской нации.

Я принадлежу к числу тех, кто хочет открыть нараспашку ворота нации и впустить всех желающих. Наша идеология не строится исключительно на защите прав меньшинств – отказываясь от старых предрассудков, мы не навязываем новые. Это некий третий путь — вне узких пределов либерализма и консерватизма. Путь все же проложенный по равнине западной иудео-христианской цивилизации.

Йесод, Байдакова, Секисов

Д: Третий путь напоминает попытку ранних фашистов отделить себя от коммунистов и капиталистов.

Е: В отличии от фашистов мы ищем не экстремум, а золотую середину. Мы отказываемся от идеологического диктата в пользу духовной брани, не требуя от людей веры в четко сформулированное кредо. Достаточно интереса к богатейшей еврейской исторической, литературной и художественной традиции, к Торе, Талмуду и Каббале.

Я не считаю, что нужно давать какие-то привилегии, если ты и еврей и гей, а может так повезло, что ты еще и африканец по дедушке, а бабушка –  глава союза трансгендеров. Для нас главное, что ты за человек и где твое сердце. Моя борьба – это борьба за устранение любой дискриминации, а не за введение новой дискриминации, пусть позитивной и толерантной.

Д: А если твой папа бандеровец, а сам ты член добровольческого батальона?

Е: Знаешь, религия должна объединять, а не разъединять. Не буду скрывать, среди моих знакомы есть и те, кого честные люди уничижительно называют ватниками, колорадами и крымнашистами. Любого человека я готов выслушать, принять его проблемы и боль на себя. Это непросто, ведь личное отношение никуда не денешь. Но мой иудаизм – это крайне ненавязчивая вера. Каждый имеет право на собственное мнение по самому болезненному вопросу.

При этом, моя позиция в корне расходится с тем ядом, что источают наши «придворные евреи», все эти официально одобренные и проштампованные раввины с красивыми бородами и стеклянными глазами.

На этот Пейсах, святой еврейский праздник избавления от рабства, ФЕОР распространял коробки с мацой. У мацы особая святость в этот праздник, не забудь. И вот на этих коробках карта России была изображена в виде куска мацы. С Крымом тоже в виде куска мацы. С Крымом, Карл! С Крымом, дорогой мой Канальгельрух! (смеется) Боюсь, такой мацой можно только подавиться.

И да, я молился за победу «революции достоинства» на Майдане. В тайне от всех молился, однажды увидев горящие покрышки и горящие глаза защитников площади. Просто упал на колени у какой-то поломанной яблони и начал молиться. Одна из самых интимных и горячих молитв в моей жизни.

Потом просил у Б-га защитить добровольцев АТО. Практически каждый день, пока киборги обороняли обломки аэропорта, молился и за них. Это не официальная позиция, но жовто-блакитному сердцу не прикажешь – люблю эту страну, как часть не «русского», но еврейского мира — Идишланда, заповедной
земли ашкеназов, канувшей в лету в пламени двух мировых войн, коллективизации и советизации.

Простаков и Йесод

Д: Бытует мнение, что основная масса последователей любой монотеистической религии суть гомофобы и традиционалисты, которым ненавистны прогрессивные взгляды. Хороший пример, который сейчас на слуху, — православный активист Дмитрий Энтео. Что скажешь?

Е: Если веришь в Б-га, значит либо игиловец, либо хоругвеносец — и правда есть такой стереотип, но я намерен его опровергнуть. Немало добрых христиан, мусульман, а также моих родных иудеев разделяют современные взгляды на религию и возмущены поведением  провокаторов вроде Энтео. Недавно было с ним интересное интервью – при внимательном прочтении видно, что он сам не верит в средневековые бредни про плоскую землю, б-гхульство в предметах искусства и прочее. Даже такой, казалось бы, «мракобес» — или на зарплате или попал в кабалу иного, худшего рода. При этом он с затаенной злобой говорит о евреях, полунамеками, конечно.

У честных людей просто не может быть вражды с агностиками и атеистами. Последовательный атеист мне  брат, в отличии от защитника замшелых практик дискриминации других людей.

Более того, можно быть иудеем и атеистом одновременно. Удивлен?

Последователи рава Мордехая Каплана называют себя реконструктивистами и верят, что Б-г есть некая отвлеченная сила, философский концепт. В США ортодоксы наложили на тексты рава Каплана херем(анафему) за отказ от б-гизбранности еврейского народа, святости Торы и  Мошиаха-спасителя. Мой
коллега Каплан считал, что это просто часть культурного наследия евреев, лишенная мантии сакральности. Очень интересная точка зрения!

Д: Все-таки отечественные иудеи далеки от неортодоксальных  форм иудаизма. У нас много хасидов, а хасидизм возник на Украине, так?

Е: Он возник в суровые времена, когда еврейский мир пошатнулся под ударами казаков Хмельницкого. Я понимаю какие у читателей могут возникнуть параллели – поэтому давай сразу вспомним, кто присягнул на верность московскому царю. Для меня повстанцы Хмельницкого равны современным «ополченцам», сеющим хаос и смерть на подконтрольной территории.

Первый гетман, которому я готов пожать руку – Мазепа. Именно при нем в казацкий реестр впервые вписаны некоторые евреи. Позднее они заключат кровный союз с родовитыми семьями казацких старшин и создадут особые кланы внутри национальной элиты. К примеру, три брата Герцика, мужественно
бившиеся  рядом с гетманом против оккупантов и последовавшие за ним в изгнание в Бендеры.

Ну давай теперь про хасидизм. Есть мнение, что на его зарождение сильно повлиял пророк Шабтай Цви. По мнению ортодоксов, он, естественно, лже-Мошиах и авантюрист. Другой важный источник нового течения – Каббала, тайное еврейское учение, из которого черпал в том числе и Цви. Впрочем, его секта – саббатианство – совсем другая история по сравнению с хасидизмом, все-таки сохранившим связь с иудейским мейнстримом и ставшим популярным народным движением. Саббатианцы позже ушли в глубокое подполье исламского мира – в секты тайных евреев-дёнме, творивших странные каббалистические обряды и, по некоторым данным, начавших сексуальную революцию на три века раньше остального мира.

Д: Но они (саббатианцы) подготовили какой-то фон для возникновения хасидизма?

Е: Нет, фон подготовила  сама эпоха – кровавая, жестокая, пропитанная болью, чумой и резней. Десятками тысяч убитых и сгнивших заживо людей встречала Европа «сатанинскую дату» — приближался 1666 год. Естественно, евреи и христиане в очередной раз ждали скорого конца света, который закончит их мучения. Хасидизм как раз об этом — жизнь ничего не стоит, и этот краткий миг стоит потратить на ожидание мессии — Мошиаха, несущего небесную справедливость в земные царства.

Молитвы первых хасидов напоминали песнопения, которыми сопровождается чтение псалмов в традиционных негритянских церквях США или шоу с танцами и прыжками в молельнях пятидесятников. В мейнстримной религии молитва это некий бюрократический элемент — есть расписание, и ты в этом расписании ставишь галочку,  как бы отправляешь анкету Б-гу — главному бюрократу. Ты заранее знаешь, какой она формы, просто ставишь подпись и отправляешь ее. А есть религии более маргинальные, где каждая молитва — словно личная встреча с Б-гом, порой нежданная. Хасидизм был именно такой верой. Для непосвященного человека сборище хасидов выглядело как сумасшедший дом без персонала — люди пели, плакали, падали на колени, били себя в грудь кулаком, не просто читали молитву, а распевали ее с таким чувством, что обрубали себе бороды.

Именно вызывающая чувственность, пусть и в такой невинной форме, вызвала раскол в иудаизме – в противовес хасидам возникло понятие «миснагидов», еврейских ультра-консерваторов, чтящих форму превыше всего.

Д: Это «консервативный иудаизм» сегодня?

Е: Консервативный иудаизм — современное течение, по большей части американское и значительно более либеральное, чем ортодоксальное. Миснагеды, наоборот, ультраортодоксы — «противящиеся», «говорящие нет». Их идеология созвучна палеоконсерватизму – наиболее радикально настроенной части ультраправых традиционалистов. В чем она заключается: «Есть учение, доставшееся от предков, и мы его держимся, какое бы невнятное и тупое оно не было. Больше нам ничего не надо, и мы боремся с любыми попытками его как-то оживить или развить».

Д: То есть миснагеды целиком выросли из критики хасидизма? Как контр-реформисты у католиков?

Е: Абсолютно верно. С возникновением хасидизма история иудаизма поделена на «до» и «после». Многие сохранили верность залитой в неподвижную форму традиции — это миснагеды, литваки, последователи Виленского Гаона.

Еврейские «энтео» сотни лет вели тайную войну против свободомыслящих («эпикорейсов», в честь греческого философа Эпикура). Вернее, тех кого они таковыми считали.

Известны случаи, когда миснагеды били хасидов кнутами, поджигали их синагоги, травили колодцы в хасидских местечках. Гаон, великий мудрец и знаток Торы, говорил, что лучше вообще не ходить в синагогу, чем молиться в хасидской. Но, поверь мне, истинным еврейским еретикам-евретикам приходилось гораздо хуже, вспомни хотя бы историю Баруха Спинозы,проклятого и изгнанного из общины, а ведь он был одним из самых везучих.

Д: Еретики тогда – это Реформистский иудаизм сегодня?

Е: Безусловно, это шаг в этом направлении, но не настолько радикальный, насколько хотелось бы. В те времена ересь имела лишь один выход  — вовне, за тесные стены гетто. Как саббатианство, породившее криптоеврейские секты в исламе. Реформизм это полумеры.

Настоящие наследники тех бродяг, поэтов, алхимиков и безумцев – это люди вроде нас. Наш прогрессивный иудаизм капельку политизированное, почти левое движение, хотя наш сторонник может быть национал-демократом, например, возможно либералом или, чем черт не шутит, либертарианцем. А мы все вместе – тот укольчик, что так необходим иудаизму после столетий полного безразличия в коконе отмерших традиций. Мы свежее пиво, легкая хмельная бражка в старых мехах!

Д: Вернемся в родные пенаты – какое отношение твои истории имеют к современности?

Е: Кто у нас иудаизм держит? Кого  поставили, грубо говоря, «смотрителем» руссской общины? Федерация еврейских общин России (ФЕОР), крупнейшее в стране еврейское религиозное объединение во главе с Берлом Лазаром. Его люди — любавические хасиды, или хабадники. Хохма, бина, даат — мудрость, знание, понимание, а «любавичские» – по названию местечка, в котором основатель двора Шнеур-Залман  правил железной рукой.

Хотя ему пришлось пережить великий херем, наложенный на все хасидские дворы Виленским Гаоном, этот ребе был типичным консерватором и встретил с враждой войска Наполеона-освободителя, несшего свободу всем честным людям империи. Ему была милее жизнь за чертой оседлости, лишь бы власть была не секулярная. Шнеур-Залман или Алтер Ребе (старый рав) бежал от французских солдат, призывая евреев помогать русскому царю и его армии.

Д: А последний любавический ребе это Менахем-Мендл Шнеерсон?

Е: Да, правящая династия — все Шнеерсоны, все родственники. Последний, седьмой, Менахем-Мендл был зятем шестого ребе Йосефа-Ицхока. Умер этот высокомерный гордый человек, любивший раздавать «волшебные доллары» в 1994 году, и его смерть привела к  интересному расколу в Хабаде —  возникла секта машихистов, во многом похожая на ранних христиан. Члены секты тоже верят, что Мошиах уже пришел, правда это не Иисус, а покойный Шнеерсон. О его смерти говорится, что «верные» просто перестали видеть ребе. Под псакдином (постановлением) о мессианстве Шнеерсона стоит и подпись главного раввина России Берла Лазара.

Специально произношу его полный титул, который ничего кроме иронии не вызывает. В США многие верующие иудеи таких «машихистов» даже за кошерных евреев не считают, не то, что за ортодоксов. Смешно, когда представитель не просто секты, а весьма маргинальной секты претендует на главенство на такой большой территории.

Д: Разве Мошиах должен быть бессмертным?

Е: Не должен, это не Б-г во плоти, а лишь проводник горней воли на земле, фигура по своему статусу близкая к пророку Мухаммеду. Можно сказать, это еврейский супермен – еврейская история полна чудесными сказками о несостоявшихся мессиях. Некоторые из них были так сильны, что убивали врагов на расстоянии тысячи километров одним дуновением, другие были уязвимы только во сне.

Но все эти каббалисты и маги оказались не тем Мошиахом, которого так искренне ждут ортодоксы вроде бресловских хасидов. Этот еврейский король из рода Давида исполнит все пророчества из святых книг и объединит весь мир под властью Торы, в тени Третьего храма.

Иудаизм

Д: А в России есть нео-миснагиды, враги хасидов?

Е: В крайне маргинальной форме. Важно понять, что в России еврейская жизнь — это jewish half-life, жизнь после смерти в состоянии полураспада. Хабадники заняли нишу еврейской общественной жизни, потому что наши ортодоксы еще хуже. Как вообще возникли на «русском поле» ФЕОР и главный раввин Берл Лазар, когда уже был Адольф Шаевич, РЕК и прочие радости? Что это за «Игра престолов» такая – Федерация против Конгресса?

Все очень просто – в 90-е годы наши местные олигархи воспринимались мировой еврейской элитой как говно на палке. Говно же не матерное слово? Так и пиши – говно. (смеется) Справедливо воспринимались. Нужны были люди, вызывавшее доверие общин Западной Европы и США – без шуток, главных светочей мирового еврейства.

Кто принял на себя роль спасителей утопающих?  Весьма сомнительная движуха, «Хабад». Ребята пришли в Россию  и стали бодро рапортовать об успехах: насобирали кокосов, построили первый форт, создали школьную систему, общины на местах, открыли культурные центры. Выглядело все очень красиво, но с течением времени свелось к традиционным российским скрепам — попилу и распилу. Они быстро стали главными духовными скрепами российских машихистов-хабадников, наряду со слепым поклонением светской власти и мракобесием.

Д: Лазар активно сотрудничает с властью, но может это такая маска для выживания в России?

Е: Маска уже давно приросла к его лицу и стала истинным ликом. Дело тут не в какой-то особой любви к Путину. Человек действительно любит, но не Путина, а бабло. Любит жить в нашей клептократии, где все продается и покупается.

Кстати, мой знакомый главный раввин Литвы Хаим Бурштейн ласково называет Лазара «берлуша» и всякий раз смеется над его куцыми знаниями в области еврейской традиции.

Я многое повидал и меня сложно удивить, но одна история с нашим дорогим берлушей потрясла до глубины души. Значит, два еврейских олигарха — главный спонсор и опора ФЕОРа Лев Леваев (компания «Африка-Израиль») и украино-французский делец Аркадий Гайдамак делали бизнес.  Заключили между собой сделку, поделив доход от алмазных шахт в  далекой африканской стране. По старой еврейской традиции, в качестве арбитра в этой истории выступил раввин. Так как люди все уважаемые, был приглашен главный раввин всея РФ Берел Лазарь.(смеется)

Заключили они сделку, ударили по рукам, обязательства записали в одном экземпляре, а бумагу отдали Лазару. Через какое-то время Леваев плюнул на обговоренные условия и Гайдамак побежал к раву за контрактом. Дальше все как в старом анекдоте, но только с плохой концовкой.

Йесод

Д: Что за анекдот?

Е: Один богатый еврей уезжает в длительную поездку, приходит к раввину и говорит: «Ребе, вы такой замечательный человек, только вам я могу доверить свои фамильные драгоценности». Ребе ему: «Подожди, это хорошо что ты мне доверяешь, но нужны еще свидетели, кошерные, как минимум двое». Ребе вызывает свою семью, и в их присутствии забирает все драгоценности.

Через какое-то время богатый еврей возвращается в город, и просит вернуть все обратно. Ребе: «А ты мне ничего не давал!». Торговец в шоке: «Ну как же, ребе! Я же при вашей семье вам их передавал». Ребе зовет семью, спрашивает жену: «Сарочка, мне этот человек что-то оставлял?». «Нет, Абрамчик! Я его вообще впервые вижу», — отвечает жена. Ребе спрашивает сына: «Срулик, родной, мне этот человек оставлял какое-нибудь золото?». Срулик: «Какое золото? Он вообще к нам не приходил никогда».

Ребе зовет племянника Мойшу: «Если он скажет, что ты что-то оставлял, тогда ладно, признаюсь, что я виноват». «Дорогой Мошик, ты же отличник, в ешиве учишься, будущий раввин, все дела. Мне этот человек оставлял драгоценности, ты что-то такое помнишь?».

Мошик смотрит на ребе истовым взглядом: «Нет. Я его не видел никогда». Богатый еврей в шоке, сползает со стула. Вдруг раввин хлопает его по плечу и протягивает ему драгоценности. Тот сидит откровенно о****вший, спрашивает:

«Ребе, зачем вы так делаете?». Ребе: «Слушай, я тебе бы их все равно отдал. Но ты посмотри, с кем мне приходиться жить!».

Д: Анекдот воплотился в реальность?

Более того! Лазар заявил, что выбросил бумагу как маловажную! Обязательство на миллиарды долларов!

Д: Это больше, чем годовой доход РПЦ.

И он его выбросил! Потом поменял версию – не выбросил, а потерял. Берлуша-растеряша потерял миллиард, вернее его благодетель отжал шахту набитую алмазами на эту сумму. Последний раз Гайдамак пытался отсудить у них в Лондоне около двух миллиардов долларов. Суд вынес решение не в его пользу – еврейская традиционная практика бизнеса на доверии далека от понимания права в современном мире.

Вот тебе пример, как ортодоксы, столь привередливые в вопросах кто с кем спит и что кушает, плюют на самые основы своей традиции ради бабла. Бабло, напиши б-бло, и есть истинный Б-г для берлуш и их спонсоров, поэтому они так легко идут в услужение к власти и готовы на любую клоунаду, только бы им дали и дальше наживаться.

«Путинисты» ведь не четко очерченное движение, скорее солянка из православных националистов, байкеров, футбольных фанатов, хасидов, некоторых мусульман.

1732839-7

Есть хорошая фотка, снятая 9 мая по Красной площади: по площади в  расшитых халатах идут вразвалочку трое смешных бородачей, — «волхвов», — муфтий, патриарх и раввин трех наиболее лояльных традиционных движух.

Д: Волхвы нефтяной вышки?

Е: Волхвы нефтяной иглы. А выбора то у них и нет — что РПЦ, что Совет  муфтиев, представляющий некий «традиционный ислам»,  сильно зависимы от власти. Да, это казенный ислам и казенное православие, но это вынужденная сделка с совестью. В России, в отличие от стран Балтии, не были приняты законы реституции — ты не можешь вернуть себе собственность, которую у тебя незаконно отняли в годы становления Советской власти. Но по факту, для «своих людей», реституция была произведена, иногда практически полностью — в основном это касается РПЦ, но лояльным мусульман и иудеям тоже помогают.

Чем мне неприятен, даже омерзителен казус «берлуши» — человек-то не советский, из хорошей итальянской семьи. И все равно он действует исключительно из самых низменных интересов, выслуживается и делает все, что бы выполоть демократические традиции из местных еврейских общин.

Самое страшное, что Лазар и его окружение, это не какие-то «жидомасоны», а деловые люди. Они пошли на самые грязные и аморальные сделки с совестью ради власти и денег. Опять же, «Игра престолов». Только мусульманские и христианские «кровавые свадьбы» в российской игре  были вынужденными, а иудейская кровавая свадьба затеяна добровольцами.

Д: Почему сейчас Адольф Шаевич отвалился от кормушки и жалуется на то, что Берл Лазар — кремлевский раввин, а он нет?

Е: Следствием роста влияния «Хабада» стал техничный отжим власти. Одно время было двоевластие — часто в СМИ писали главный раввин РФ по такой-то версии Берл Лазар и главный раввин РФ по сякой-то – Адольф Шаевич. Сейчас уже нет такого, наш лодочник был отжат от рычагов окончательно и уплыл дальше по течению. Но не утонул – по понятным причинам, такие не тонут. Две синагоги в Москве под ним, в провинции что-то понемножку.

Адольф, конечно, не придворный еврей вроде Лазара – таких в старых немецких княжествах называли штадланим – но не многим лучше, а то и хуже. Если бы его команда встала у административных рычагов нашей общины, ситуация была бы еще хуже, чем с этими «варягами».

Менять шило на мыло ни в коем случае не надо. Наши еврейские боссы могут быть духовными лидерам разве что в финансовой пирамиде. Раввин-самосвят вроде меня, не получивший на нашу прогрессивную общину ни копейки от олигархов и власти и не распиливший ни одного рубля, вправе считать себя бОльшим духовным авторитетом.

Д: А если бы ты получил такие административные рычаги, ты бы не сгнил?

Е: Отличный вопрос, он требует отдельного разговора. Противники нашей  оппозиции любят использовать похожий прием: «Они же точно такие же пиявки! Вот придут к власти и ничего не изменится». Должна быть сменяемость власти, это как циркуляция крови в организме. Может, я и не лучше «берлуши» или Адольфа, но если нас сменять каждые два года или даже через год – вот тогда дело пойдет. Демократия, открытость, прозрачность, гуманность – как это не банально, но лучших инструментов для настройки здорового общества у нас просто нет. Дай Б-г, живы-здоровы будем, обсудим это подробнее.

Автор Дмитрий Сидоров

Комментарии

Комментарии

WordPress 4 шаблоны
{lang: 'en-GB'} v