Самое недооцененное событие XX века в российской историографии и особенно массовых представлениях об истории, в том числе у образованного класса, — это Первая мировая война. Дело не в том, что Запад считает ее Великой войной, а от нас она закрыта чередой последующих событий, и даже не в том, что это якобы был народный и патриотический подвиг, вторая отечественная война. Хотя отчасти, пожалуй, и в этих мифах — про Первую мировую забывают для того, чтобы создать идилическую картину дореволюционного имперского прошлого — дескать была такая Россия, нормальная страна, а потом в нее ворвались красные дьяволята-большевики, и все испортили. В этой конструкции есть загадка: почему «нормальная страна» может загонять своих людей в окопы и травить газами, обстреливать тяжелыми снарядами и отправлять в атаки на пулеметы, но все еще оставаться «нормальной»? В чем отличие военно-патриотического насилия от насилия революционного? Почему первое есть предмет патриотизма и гордости, а второе должно быть осуждено?

Если мы вспомним Первую мировую, то узнаем, во-первых, что империя сама бросила себя на алтарь своих комплексов и маний, ввязавшись в военную авантюру, на которую у нее не было сил. Старая империя просто рухнула под ударами новых вызовов — не смогла поддерживать новую мобилизационную экономику. Революционеры пришли уже на руины имперских институтов, сломленных войной. Во-вторых, мы узнаем, что Первая мировая война стала образцом для революционеров — Ленин восхищался немецкой военной экономикой, именно ее он пытался копировать в эпоху военного коммунизма, и именно этот тип экономики в итоге вырос в «советскую плановую» — у Маркса ничего подобного не было. В более широком смысле слова — именно в эпоху Первой мировой возникает мобилизационное общество современного типа, живущее ради одной цели: победа любой ценой. Отсюда хороший переход к тоталитарным утопиям. В-третьих, Первая мировая война задала планку жестокости. Если людей можно три года держать на фронте и принуждать уничтожать друг друга, называя отказавшихся дезертирами, то у революционеров (и контрреволюционеров) есть готовая дорожная карта. Если с 1914 года вооруженные винтовками крестьяне стреляли в других таких же крестьян по другую сторону линии фронта, то почему бы им потом не стать участниками карательных операций ЧК? В-четвертых, знаменитая разруха — как особое русское состояние, наступившее после революции и все никак не заканчивающееся, вообще говоря тоже началось отнюдь не с красных дьяволят — именно война принесла в страну невиданное количество нищих, бездомных, инвалидов, смертей от болезней, в том числе от знаменитой испанки.

Иными словами, кучка безумных милитаристов отправили людей убивать друг друга ни за что, а потом пришли люди под лозунгом «Долой войну», заявив о новой диктатуре. Не начинайте войны, и у вас не случится революции.

оригинал — https://www.facebook.com/kmartynov/posts/1037063262994108

автор — Кирилл Мартынов