Недавно знакомые заказали мне написать этот материал.
Делаю его максимально компактным, но информативным.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы решим еще более важный вопрос – что определяет еврейство.
Ответ на этот вопрос будет еще более ценным и для евреев и для мира.

Глобальный вопрос мы разобьем на три части, которые можно спроецировать на триаду – прошлое-настоящее-будущее.

Начнем с будущего.
(а) евреи – это сила, которая умеет и желает решать сложные вопросы, применяя творческое начало.
Не везде творчество уместно. Но существуют сложные ситуации – в которых нахождение креативных прорывных решений – является жизненно важным.
Перейдем к Украине.
Мир сейчас находится в глубочайшем кризисе. Основные системы жизнеобеспечения мира застряли в старых моделях и это приводит к огромным напряжениям, которые необходимо трансформировать в новые подходы.
Но почти вездев мире – застойность явлений и сложность внедрения нового – велики.
Майданная революция в Украине – сильнейшим образом расшатала управляющую систему и частично расчистила пространство новому.
И это дало возможность попытаться найти, создать и внедрить новые прорывные подходы.
Уточним – разлом старого не приводит к автоматическому появлению нового.
Но без разлома старого – новому появиться гораздо тяжелее.
=-=-=-=-=
Поэтому та часть еврейства, которая нацелена на творческий подход к развитию мира – увидела в Украинской ситуации – открытие возможностей к своей самореализации или помощи реализации народа.
Сразу подчеркнем, что в любой революции – вместе с расчисткой от старого может появляться масса новых паразитов. Поэтому в этих условиях важно не только творческое развитие, но и жесткий мониторинг и «отстрел» новых «паразитов».

Перейдем к настоящему.
(б) евреи – это та сила, которой присуще чувство моральной справедливости и стремление защитить слабого от «обижаний» сильного.
Когда на более слабую Украину напала более сильная Россия – у части евреев пробудилось качество поддержки слабого, обижаемого сильным.
Поэтому даже независимо от позиций сторон – в конфликте большого и маленького – евреям естественно было поддерживать «меньшего» из участников.
В английском языке есть даже такое понятие “underdog”, дословно «нижняя собака», по смыслу – более слабый из соперников, за которого интересно «болеть», так как выигрыш более сильного не столь интересен, так как более предсказуем.
=-=-=-=-=

Обратимся к прошлому.
(в) В случае с Украиной – у евреев есть весьма длительная и весьма травматичная история взаимоотношений.
Люди поверхностные – обычно к травмам относятся «незамысловато». Они просто фиксируют в себе состояние обиды, которое превращается в «застойное» явление.
Так евреи уже много веков обижаются на Богдана Хмельницкого за погромы.
Понятно, что все эти травмы – вещь объективная.
Но сущесвует гораздо более выгодная позиция – не замораживание конфликтов и обид, но их трансформация в духовные ресурсы.
Это достаточно непростая работа, но она чрезвычайно важна и благотворна.
Она относится и к обидчикам и к обиженым.
Так, Германия после второй мировой войны – проделала в значительной мере свое «домашнее задание» и это позволило ей не только в значительной степени исцелиться от гитлеризма, но и приобрести ценные качества.
Этот жанр называется в психологии «проработка тени».
Он относится к жанру глубинной психо-духовной работы.
И евреям эта работа может быть интересна с двух точек зрения.
(в1) евреев как «хронических» жертв, которым необходимо трансформировать свое чувство обиды в нечто более полезное и продуктивное.
(в2) евреев как терапевтов, которые могут в-целом работать с чужой психо-травмой, в том числе на национальном уровне.
=-=-=-=-=-=
А теперь соберем вместе все три аспекта.
В плане будущего – Украина интересна евреям как место (плацдарм) для творческой самореализации, сравнительно очищенной от «застойных» явлений.
В плане настоящего – Украина интересна евреям как возможность защитить слабого, которому противостоит сильный.
В плане прошлого – Украина интересна евреям как возможность психо-духовной работы и со своими травмами и с травмами украинского народа как «группового клиента».
=-=-=-=-=-=
Соберем вместе еще раз с точки зрения качества самих евреев.
Это показывает три важных аспекта еврейства:
(а) творческий подход
(б) моральность – как поддержка слабых
(в) глубинная психо-духовная практика – к себе и к клиентам.
=-=-=-=-=-=
Интересно, что эти три качества еврейства – отнюдь не столь очевидны – в том числе самим евреям.
=-=-=-=-=-==
Далее, все эти три сферы – могут быть не только продуктивными и полезными, но и опасными.
Так, творческие решения могут быть и злодейскими, если в них отсутствует моральная составляющая.
Так, например, евреи – создававшие оружие (включая ядерное) были людьми творческими, но не «безобидными».
Поддержка слабых – тоже не столь простое явление.
Российская революция создавалась как поддержка «социально слабого» пролетариата.
Но на этой почве вырос монстр сталинизма, который был одним из самых одиозных режимов.
Психо-духовная работа с «тенью» — может приводить к исцелению, но может привести и манипуляциям и злоупотреблениям.
После открытия Фрейдом идеи бессознательного – в ХХ веке возникло множество злоупотреблений этим знанием.
=-=-=-=-=-=
Поэтому отметим, что включение евреев является чрезвычайно важным, но требует защиты от возможных злоупотреблений – не столько со стороны самих евреев, сколько со стороны теневых сил, готовых воспользоваться результатами в своих корыстных интересах.
Но возможности все же важнее опасностей, но мы должны иметь в виду обе стороны.

Рав Меир Брук

Оригинал публикации