Укрывшись от либеральных насмешек в Йошкар-Оле, на встрече со своими лайт-хунвейбинами, Путин призвал защититься от иностранных фондов, «лезущих в школьное и дошкольное образование», ибо сие лазание угрожает «российским традициям». Вы будете смеяться, но с точки зрения гарантии конституционных прав это заявление куда большее нарушение, чем назначение отставного генерала милиции омбудсменом. Потому что генерал, зная специфику, и просто из желания выглядеть самостоятельной фигурой (нагулять административный привес), может довольно (как Памфилова Мособлизбирком) приструнить и полицию, и следователей, и суды невысоких инстанций.

Давайте спокойно разберём, что делают Фонды в области образования. Они помогают изданию российских учебных пособий или переводных, но допущенных проверяющими структурами. Они также дают стипендии и образовательные гранты, помогают проведению просветительских мероприятий и российским негосударственным учебным и просветительским учреждениям. Таким образом, они не «завозят» ничего чуждого, а поддерживают часть российского.

Следовательно, с точки зрения главы государства, их опасность в том, что они селективно отбирают внутри страны то. что не нравится властям. Закону не противоречит, но, либо идя вразрез с насаждаемой официальной мифологией, либо просто приучая к критическому дискурсу, позволят существовать тому, что уже, казалось, было окончательно обречено. .

Это означает фактическое признание одобряемой государством идеологии в гуманитарной сфере и призыв к пресечению критического отношения к этой идеологии. Такой подходя является проявлением государственной политической цензуры в сфере образования, противоречит духу и даже букве пары-тройки статей конституции.

Но это заявление не просто неправовое, оно невежественное.

Ибо никаких «российских традиций» нет и не может быть в принципе. Все традиции носят этно-конфессиональных характер и являются накопления исторического опыта реагирования этносоциальной группы на вызовы.

Есть русские православные традиции, есть традиции татарские мусульманские и даже отдельно татар-крященов (ставших православными бывших ордынцев-несториан), крымскотатарские, вайнахские, украинские, белорусские, российско-еврейские, марийские, мордовские, бурятские, калмыцкие, коми…

Если говорить шире, о некоей рамочной, цивилизационно-государственной «российской традиции», то и её в едином виде не существует, Есть средневековая русско-византийская традиция эпохи «Святой Руси». Именно к ней постоянно апеллируют православные квазифундаменталисты. Но именно с этой традицией смертельно воевали и в период романовской монархии, и в большевистско-сталинистский период.

Нынешние власти, «канонизировав» главных уничтожителей наследия «Святой Руси» — Петра I, Александра II и Столыпина, одобряя ленинско-дзержинский большевизм и сталинскую модернизацию, тем самым превращают в «российскую традицию» именно уничтожение традиций — русской православной, традиционно-исламской тюркских и кавказских народов, православных тюркско — и финноугорских, буддийских…

Но и либеральная оппозиция (главный идеологический враг режима) описается на либеральную традицию александровских реформ и либеральных движений Серебряного века. Её укоренённость в российской традиции не меньше, чем у ныне правящих псевдомонархистов и постсталинистов.

Есть «советский фундаментализм» (неосталинизм) который также считает себя наиболее аутентичным носителем российской «государственно-патриотической» традиции.

Причём он в этом постоянно поощряется властями, например, при оргиаистических чествованиях 9 мая. И вот этот «совфундаментализм» культа царизма и витте-столыпинских преобразований, а также сюсюканья по поводу доромановского благолепия совершенно не разделяет.

Все перечисленные традиции можно считать российскими на равных правах. Элементы каждой из них используются в государственной пропаганде, даже элементы либеральной традиции (от этого постоянные ссылки чиновников на «верховенство закона» и демократию.

Собственно же российские «демократические» (постсоветские) традиции за четверть века просто не могли сформироваться.

Поэтому говорить о них также нелепо, как говорить об «американских традициях» на рубеже 18-19 веков. Линкольн ссылался на американские ценности лишь спустя три четверти столетия после Декларации независимости, но прямо апеллировать к ним как цивилизационному коду можно было лишь еще полвека спустя.

Подытоживая, можно сказать. что интуитивно Путин выделяет во всех русско-российских исторических периодах и во всех традициях российских этносов лишь традицию государствопоклоничества, приверженность традиции имперской, патримониальной (отеческой) и патерналистской (опекающей), т.е. всему тому, что академик Юрий Пивоваров называет «Русская Система». И вот это Путин велит защищать от чуждого иностранного влияния.

Грубо говоря, выделить во всех эпохах и культурах России, говоря современным языком, тоталитарные, деспотические компоненты и культивировать их в качестве новой синкретической доктрины. Подобно тому как это некогда сделал граф Уваров со своей доктриной «казённой народности».

А противодействие этой антиконституционной политике, в т.ч. в виде воспитания современно, европейски мыслящих людей — по возможности пресекать.

оригинал — https://www.facebook.com/groups/405509059565429/992190650897264/

автор — Евгений Ихлов