В кризис.ру

Вновь в Румынии мир на ушах. Взят полицией Кэлин Джорджеску, победитель первого тура прошлогодних выборов. Правительство объявляет о раскрытии преступного фашистского заговора. Джорджеску обличает преступное коммунистическое правительство. Илон Маск вопит о беспределе. Девятнадцатимиллионная европейская страна словно реконструирует собственную бурную историю. Тени легионеров и коммунистов закручены вокруг ТикТок-Кэлина.

Бухарестская дорожная полиция задержала Джорджеску буквально по дороге в президенты. Он как раз вёз документы для регистрации на майских выборах. Был доставлен в Генпрокуратуру. Там на Джорджеску выкатили шесть пунктов тяжких обвинений.  Самое мягкое – предоставление недостоверных данных о финансировании избирательной кампании (якобы получил ноль и столько же потратил). Прочее повесомее: незаконное финансирование кампании, распространение ложной предвыборной информации, подстрекательство к действиям против конституционного строя, создание и поддержка фашистской организации, пропаганда расизма и антисемитизма. Ознакомив с обвинениями, Джорджеску выпустили под судебный контроль. Так называется в Румынии эквивалент российского запрета определённых действий.

У прокурорских стен Джорджеску встретили восторженные сторонники. Улыбающийся кумир вышел к ним на костылях. Хотя вряд ли его там били.

Вчерашняя эпопея Джорджеску – лишь вершина айсберга. По румынским городам прокатилась волна обысков, задержаний, допросов. Власти реально взялись за искоренение некой фашистской организации. Огласились некоторые подробности, прозвучали известные в стране имена. Румыны хорошо знакомы с историей своей страны. Для них очевидны аллюзии, связанные с легионерскими путчами и с коммунистическими ужастиками о легионерских путчах.

Тесные связи Джорджеску с ультраправым неолегионерским движением ни для кого не секрет. Но мало кто сомневается – смысл происходящего в устранении Джорджеску из политического процесса. Истеблишмент не рискует допустить его до выборов.

Прошли времена, когда Кэлина Джорджеску не знала даже Румыния. Уже три месяца это имя знает весь мир. В ноябре прошлого года он сенсационно вышел на первое место в первом туре президентских выборов. Под национал-популистскими и антиевропейскими лозунгами, с очевидной симпатией к РФ, оправданиями путинской войны против Украины.

Появление «румынского Трампа» ошарашило внезапностью. Шок политического класса был таков, что второй тур проводить просто не решились. Вначале Конституционный суд назначил пересчёт голосов, затем вообще аннулировал итоги первого тура. Формальные основания нашлись. Но откровенно говоря, их пришлось искать и натягивать.

Кампания Джорджеску строилась на отвержении политической элиты. Именно этим популизмом он привлекал vox popule. Имели эффект и призывы вроде «земля крестьянам, фабрики рабочим!» Ярый антикоммунист применил их не хуже большевиков. Нравились массам и воспевания крепкого хозяина, обещания помогать мелкой собственности и малому бизнесу. Особенно на селе – крестьян Джорджеску славил как соль румынской земли.

Всё это азы европейских ультраправых движений XX века. Равно как неприятие парламентарной многопартийности. «Лошади в народной колеснице, которым пора на живодёрню» – цитировались в материалах Джорджеску рассуждения национальных мыслителей по поводу политических партий. То ли дело прямой союз президента и народа, который он и формировал своей предвыборной кампанией!

В Румынии исторические предтечи такой позиции – фашисты-легионеры, православно-фашистская «Железная гвардия» Корнелиу Кодряну. Искоренить легионерство не смогли ни Кароль II, ни маршал Антонеску, ни коммунистические диктаторы Георгиу-Деж и Чаушеску. Призрак «Железной гвардии» нависал над всеми правителями. Румынские ультраправые влияли на мировую политику даже в 1980-х. Хориа Сима, соратник Кодряну, инструктировал приверженцев генерала Пиночета, как организовать чилийский Национальный аванпост.

А теперь – Кэлин Джорджеску… Такое невозможно комментировать. Хотя он и привлекался за восхваления Антонеску и Кодряну. В Румынии такое преследуется по уголовке, как в России «реабилитация нацизма». И тоже бестолку.

Легионерская история знала жестокие, мрачные полосы кровавого террора, бешеного антисемитизма. Но знала и славные страницы антикоммунистического сопротивления. Легионеры-партизаны Ион Гаврилэ Огорану, Спиру Блэнару, Гогу Пую, Николае Чолаку – национальные герои Румынии. Можно не сомневаться: краток был бы их разговор с политиком, выступающим за сговор с гэбистским правителем Москвы. Для которого Путин желанный лидер, способный поделиться «проссийской мудростью».

Эту несовместимость явно понимает сам Джорджеску. Недаром он отбрыкивается от обвинений в российской поддержке. Отсюда, как говорят марксисты, «глубочайшая диалектика». То есть, плюрализм в одной голове, политическая шизофрения.

Дональд Трамп продвинут рэднеками «ржавого пояса». Марин Ле Пен известно чья дочь. «Альтернатива для Германии» поднялась на антимигрантской ксенофобии и пруссаческой ностальгии по ГДР, перекрашиваемой из красного в коричневый. Виктор Орбан опирается на консервативно-националистические круги с давней исторической традицией. А Кэлин Джорджеску откуда изволил свалиться?

Утвердился краткий ответ:TikTok. Всемогущая платформа, поднимающая из небытия. Массированный вброс ботов и постов вознёс рейтинг с 6% до 23%. Превратил малоизвестного чиновника – к тому же ООНовского, вот уже националист! – в почти президента. Но это слабое объяснение. В конце концов, Джорджеску не монополист на TikTok.

Популизм. Антиэлитаризм. Игра на страхе перед военным конфликтом с Россией. Но не только. Многие румыны по-настоящему привержены традиционным ценностям. И когда они слышали от Джорджеску о православной вере и христианской жизни (но не о церковной иерархии, с которой он конфликтует), о нации, семье и природе, о сакральности румынских рек, которые надо избавить от иноземных стоков – откликались с душой. Так консолидировались в его электорате семейные и компанейские сообщества.

А из других пластов социума подтягивались маргиналы, ждущие часа посчитаться с социальным порядком. Румынский криминалитет наверняка сделал точный выбор. Живи сейчас демоничный уголовник Тудор Кочану из фильма «Авария» – наверняка голосовал бы за Джорджеску.

На партийном уровне Джорджеску поддерживают ультранационалисты – Альянс за единство румын (АЕР) и «СОС Румыния» (вторые – особенно пророссийские). Эти активисты протестовали против отмены выборов в прошлом году и встречали Джорджеску вчера. Но ударная сила поддержки всё же иная.

Среди допрошенных по делу о фашистском заговоре – Эуджен Секила. Бывший парашютист французского Иностранного легиона. Нынешний лидер «Ассоциации Гогу Пую и Гайдуков Добруджи». Тренировочные лагеря ассоциации заняты не только спортивным воспитанием неолегионерской смены. Ведётся мощная идеологическая подготовка в духе: «Стоять, как учил Кодряну!» Организовывать эти лагеря с душой и огоньком помогает Кристела Джорджеску.

«Мы сильны от Бога. Мы народ – мы сила!» – сказала вчера Кристела, дожидаясь мужа Кэлина. Рядом внушительно кивал снайпер Марин Бурча – начальник охранной службы семейства Джорджеску. Один из главных фигурантов «фашистского» дела – военинструктор Хорациу Порта, обвиняемый в незаконном хранении и обороте оружия. Гротескный сдвиг по фазе – идейные наследники антикоммунистического и антисоветского движения окружают путинского подголоска, враждебного «бандеровской» Украине.

На фоне скандала с президентскими выборами оказались в тени выборы парламентские, состоявшиеся в минувшем декабре. Правительственную власть сохранило истеблишмент последний трети века. Премьер-министр Марчел Чолаку сформировал кабинет из своей Социал-демократической партии (СДП), Национал-либеральной партии (НЛП) и Демократического союза венгров Румынии (ДСВР). Основа коалиции – СДП – уходит корнями во фрондирующую часть бывшей РКП и связана с именем Иона Илиеску. НЛП и ДСВР вписаны в те же расклады. Это позволяет Джорджеску называть правительство «коммунистическим, большевистским, отвратительным». И не каждый способен возразить.

Экс-президент Клаус Йоханнис огласил секретную документацию, компрометирующую Джорджеску по линии спецслужб. АЕР и СОС потребовали импичмента. Йоханнис подал в отставку сам: «Не разделять Румынию». В исполнение президентских обязанностей вступил спикер сената Илие Боложан. Баллотироваться он не будет. От правящего блока выдвигается историк Крин Антонеску – тоже представитель НЛП, бывший председатель сената. Главные его конкуренты – Елена Ласкони от евролиберального Союза спасения Румынии, беспартийный либерал Никушор Дан, возможно, экс-премьер Виктор Понта из круга Илиеску. Снова системные. «Коммуно-большевистские» для электората Джорджеску.

Если бы у элиты хватило нервов провести в декабре второй тур, Ласкони могла выиграть. Теперь шансы сохраняются шансами лишь в том случае, если Джорджеску, превращённый преследованиями в героя дня, к выборам не прорвётся. Но и не сажать же его на двадцать лет, как грозит состав обвинений. И так уже вице-президент США посвящает ему речь на Мюнхенской конференции по безопасности.

Феномен Кэлина Джорджеску, помимо прочего, отражает кризис мирового ультраправого движения. Утрата таких титанов, как итальянец Стефано Делле Кьяйефранцуз Жан-Мари Ле Пен, американец Джон Синглауб, пока не восполнена. Ныне крайнее справа производит печальное впечатление. «Европеец правых взглядов – непримиримый враг путинской РФ. “Правые”, для которых война против кремлёвской тьмы не является приоритетным делом – не правые вовсе», – констатирует ресурс российского Сопротивления. Джорджеску, возносящий хвалы Путину и повторяющий злобный бред об Украине – не правый и не ультра. И уж точно не легион.

Ультраправым предстоит пересборка на основе солидарной свободы ВАКЛ и АБН. Возрождение традиционной «силы созревающих колосьев». Кто бы на это способен? Украинские националисты, соратники Миколы Коханивского. Или Русский добровольческий корпус… А в той же Румынии – найдутся ли продолжатели органичного в легионерстве?

Впрочем, до выборов 66 дней. Румыния есть Румыния. Что-то обязательно ещё произойдёт.

Никита Требейко

От РМ