Стив Джобс презентует первый в истории Apple iPod. 23 октября 2001 года

«Тысячи песен в вашем кармане». На премьере первого iPod в октябре 2001 года босс Apple Стив Джобс представил революционную концепцию музыкального формата mp3. Метод сокращения данных в формате mp3 позволял разместить 1000 маленьких песен на маленьком жестком диске. Но формат mp3 не был изобретен в Калифорнии, да и началось всё гораздо раньше.

Стив Джобс презентует первый iPod

За шесть лет до эпохального выступления Джобса: ровно двадцать пять лет назад, 14 июля 1995 года, исследователи из Института интегральных микросхем Фраунхофера в Германии договорились использовать расширение».mp3″ для обозначения формата нового стандарта данных, который они разработали. Этот день и считается днем рождения MP3. Но «зачат» проект mp3 бы еще раньше: в  1982 году. В то время речь шла о сокращении музыкальных данных, чтобы их можно было передавать в надлежащем качестве по цифровой телефонной линии (ISDN). Тогдашний студент Карлхайнц кафедры электротехники университета в Эрлангене, Германия, решил, казалось бы, неразрешимую задачу в своей диссертации. К Карлхайнцу присоединились несколько молодых энтузиастов, которые смогли продвинуть проект дальше, чем простые теоретические изыскания. И вскоре, небольшая команда в Эрлангене уже занималась не просто вопросом передачи музыки по телефонной линии ISDN, но  стремится найти применение звуку следующего поколения на радио и телевидении. Исследование было профинансировано проектом Eureka ЕС.

«Мы были новичками, мы никогда раньше не создавали никаких устройств в этой области», — вспоминает коллега из Бранденбурга Бернхард Грилл. «У нас даже не было опыта работы с радиотехнологиями. Мы начали с нуля — на невспаханном поле», — слова  Грилла приводит агенство DPA.

Отбиться от дезинформации со стороны конкурентов

Первоначально исследователи из Эрлангена должны были бороться со слухами, которые распространялись в основном конкурентами из промышленности.

«Мы были просто исследователями, и конкуренты использовали это довольно часто, чтобы придать нам репутацию — что мы, мол, просто изобретаем вещи, которые абсолютно непригодны на практике», — сказал Грилл.

Поскольку Группа экспертов по движущимся изображениям (MPEG) не смогла договориться об одном методе, в будущем были стандартизированы три процедуры для хранения музыки и звука, и их передачи через Интернет и цифровое радио.

Кодировка MPEG уровня 1 уже давно отошла в историю. MPEG 2 все еще используется в старых стерео телевизорах. Напротив, стандарт MPEG 3 нашел широкое применение, который 25 лет назад получил сокращенное название mp3.


Карлхайнц Бранденбург

Надо ли объяснять, что на пути к промышленному стандарту mp3 не могло обойтись и без досадных неудач.  Карлхайнц Бранденбург рассказал, что его новый алгоритм потерпел фиаско с его любимой песней Tom’s Diner Сюзанны Вега. Она звучала просто ужасно. Поэтому он приступил к работе и оптимизировал процесс сжатия бесчисленное количество раз, пока композиция не стала звучать естественно. «Я определенно слушал эту песню несколько тысяч раз», — рассказал Бранденбург.

Работа Бранденбурга и его коллег Хайнца Герхойзера, Эрнста Эберлейна, Бернхарда Грилла, Юргена Херре и Харальда Поппа не только принципиально изменила радиотехнологии, но и перевернула всю музыкальную индустрию с ног на голову.

Работа коллектива молодых исследователей также способствовала mp3 революции в музыкальной индустрии. Исследователи из Эрлангена разместили образец кодека в Интернете, чтобы продемонстрировать возможности mp3. С его помощью можно было закодировать только минуту музыки. Но один студент нарушил ограничение по времени и выложил «разблокированную» версию программы в Интернете, что вызвало настоящее  mp3 цунами.

Формат данных «.mp3» потряс музыкальную индустрию до ее основания, поскольку внезапно стало возможным обмениваться музыкой по всему миру через Интернет, хотя тогдашние линии передачи данных (большинство людей тогда выходили в сеть через DIAL UP, и 48-50 кб/с считалась хорошей скоростью соединения )  были намного медленнее по сравнению с сегодняшними гигабитными соединениями. Mp3 мания достигла своего пика с рождением P2P платформы Napster.

Только выигранная судебная война, которую воротилы музыкального бизнеса объявили Napster и аналогичным сервисам, и последовавший за этим в 2003 году успех iTunes Music Store и появление легальных потоковых сервисов, таких как Spotify с 2008 года, позволили музыкальной индустрии медленно восстановиться.

Историческая реклама первого iPod 2001 года

Несмотря на постоянные улучшения кодека, то есть, собственно, процесса сжатия, критика форматов mp3 и преемников продолжается. По мнению критиков, файл данных в формате mp3 представляет собой лишь небольшую часть того, что раньше было аналоговой музыкой; Скромная замена чуда, которое когда-то происходила во время прослушивания записей, сказал канадский музыкант Нил Янг в телевизионном интервью.

«Аналоговая музыка — это как отражение, как море, в котором пейзаж отражается на спокойной поверхности», — сказал Янг.

Со-изобретатель mp3 Бранденбург может только частично понять критику оригинального mp3. По его словам, новые кодеки, такие как AAC, уже настолько высокого качества, что человеческое ухо не может отличить их от аналоговой аудиопередачи, например от виниловых пластинок. Это было продемонстрировано рядом слепых тестов, в том числе исследованием Британского университета Хаддерсфилда. «На самом деле мы слышим то, что ожидаем», — говорит Бранденбург.

В то же время они уже лицензировали четвертое поколение аудиокодеков «Сделано в Германии» в Институте Фраунхофера. «Если вы покупаете мобильный телефон сегодня, у нас, вероятно, есть и другие технологии, кроме mp3», — говорит Грилл – нынешний глава Института. Почти все потоковые сервисы используют аудиокодеки AAC второго и третьего поколения.

«Наше четвертое поколение — новое в смартфонах», — объясняет Грилл. Эти расширенные голосовые услуги (EVS), которые обеспечивают лучшее качество звука в мобильных сетях четвертого и пятого поколений (4G и 5G), уже не являются музыкой, а человеческой речью, словами, произносимыми в реальном времени, что технически является более сложной задачей, чем музыка.

Умные наушники будущего


Карлхайнц Бранденбург больше не пытается добиться идеального звука в Институте Фраунхофера. После почти 20 лет работы в институте в июне прошлого года он ушел на пенсию.

Но это не означает, что он удалился на покой. Он основал свою собственную компанию Brandenburg Labs и сотрудничает со своим бывшим институтом, работая над новой технологии под названием «Персонализированная слуховая реальность (PARty)», которая предназначена для обеспечения целенаправленного прослушивания или, наоборот, адресной «глухоты».

Наушники PARty должны быть интеллектуальными, поэтому они должны воспринимать пространство и автоматически анализировать все аудио источники.

«И тогда я могу сказать, что хочу поговорить с определенным человеком, что сейчас практически невозможно из-за сильного шума в этом районе. Или я хочу кому-нибудь позвонить. Но это не будет похоже на то, что сейчас кто-то кричит мне на ухо, но у меня действительно сложится впечатление, что этот человек находится на расстоянии метра от меня, и я разговариваю с ним совершенно нормально», — Бранденбург делится своими представлениями о звуковых технологиях будущего.

Анна Нерсесян