Как ни удивительно, но телеканал «Царьград» выдал целое вполне приличное расследование «о теневых сторонах карьеры Бендера от дизайна» Артемия Лебедева
Официальный сотрудник RT и любимчик Симонян видимо что-то не поделил с миллионером Малофеевым, а возможно стал пешкой в подковерных играх. Конечно без некой политизации в нужную им сторону, журналисты одиозного телеканала обойтись не могли, но часть расследования про госконтракты Лебедева вполне интересна:
«ВАШИ ДЕНЬГИ – НАШИ КАРТИНКИ. ТРОЛЛЬ-ИМПЕРИЯ АРТЕМИЯ ЛЕБЕДЕВА
Автор сайтов для озабоченных мужчин и крупных госкомпаний, дизайнер всея Руси, первый русский тролль, выдающийся блогер, великий путешественник, начисто лишённый комплексов бизнесмен – это всё он, Артемий Лебедев. Широкой общественности известен фирменным синим цветом волос, а также своей работой: гениальным логотипом Перми, который «п», уникальным логотипом метро, который «м», и ни с чем не сравнимым логотипом Калуги, которы «к». Расследование Царьграда рассказывает о теневых сторонах карьеры этого Бендера от дизайна
Людей посмотреть, себя показать
Пока бо́льшая часть населения России мечтает хотя бы раз в год насладиться турецким олл-инклюзивом, дизайнер Артемий Лебедев ставит галочки в своём личном зачёте путешественника. Галочек набралось 193. Ровно по числу стран, входящих в ООН.
Человек, который опять не свозил семью в Анталию, конечно, захочет узнать секрет успеха, выраженный в денежном эквиваленте, а секрета никакого нет. Лишь магия чисел. 6 666 666,90 рублей – стоимость одной из последних закупок, в которую влетел Артемий Лебедев, точнее, дизайн-студия его имени. За эти деньги она обязуется разработать макеты по навигации пассажиров в столичной подземке (например, информация о закрытии станций) и протестировать их на людях.
Придумывать что-то новое и экстраординарное не нужно. Ориентир – бренд-бук московского метрополитена, где на 180 страницах описано, каким должен быть логотип, шрифт, цветовая гамма и прочий визуал. К созданию бренд-бука студия Артемия Лебедева приложилась раньше. Та карта, которая висит в каждом вагоне, на каждой станции, и вся сопутствующая навигация в столичной подземке – дело рук команды Лебедева: тут букву «м» подправить, там сделать пожирнее линии на карте.
Изменения кто-то заметил? Нет? А они есть. Миллионы бюджетных денег росчерком пера руководителя очередного профильного департамента отправляются в фонд Лебедева и затем разлетаются по свету.
Я горжусь этим. Да, у меня есть госзаказы – настолько я хорошо работаю. Мне за это не стыдно ни одной секунды. (с)
Дизайн-студия Артемия Лебедева гениально дизайнерит не только заказы столичной подземки, не хуже даются задания других именитых структур. Вроде бы государственных, а вроде бы и не очень. Например, Центральный банк России. В октябре 2020 года был изготовлен сайт к 160-летию Банка России. В марте 2021-го команда Лебедева нарисовала для мегарегулятора также сайт онлайн-конференции.
Шарлотка для ЦБ
Ещё один свежий заказ от июля текущего года – редизайн сайта «Финансовая культура», созданный с главной целью – повышать финансовую грамотность людей. В этой работе буквой «ц» или «ф» дело не обошлось. Команда дизайнеров разработала для ЦБ целое финансовое меню: пельмени, селёдка под шубой, блины, окрошка.
Например, читателям сайта Лебедев совместно с ЦБ предлагают испечь шарлотку. Кулинарный опыт будет более полным, если узнать, что этот яблочный пирог совершенно кстати подешевел в сравнении с прошлым годом. Шарлотка на 8 порций обойдётся примерно в 82 рубля. А вот госконтракт обошёлся ЦБ чуть дороже – в 5 767 571,70 рубля. В шарлотках это – 70 336 пирогов.
ШАРЛОТКА ДЛЯ ЦБ. СКРИНШОТ: FINCULT.INFO
Госконтракт со вкусом шарлотки найти не так просто. На едином портале госзакупок он отсутствует. Встретить его можно лишь в автоматизированной системе торгов Сбера в разделе «персональные торговые секции».
Засекреченный шапко-кот
Ещё дальше от чужих глаз – заказ Олимпийского комитета России. Дизайнеры Артемия Лебедева создали для него талисманы команды России, о чём не без гордости говорится на официальном сайте студии. Речь идёт о шапко-коте и медведе-неваляшке.
ШАПКО-КОТ И МЕДВЕДЬ-НЕВАЛЯШКА. СКРИНШОТ САЙТА ARTLEBEDEV.RU
Зрители неоднозначно оценили талисманы нашей сборной на летних Олимпийских играх в Токио:
– Шапко-кот выглядит, как я утром в субботу.
– У них на мордах написано «Убейте меня».
– Когда выделили миллионы на символы, а сделали фрилансеры за несколько тысяч.
Сколько миллионов выделили на шапко-кота и мишку-неваляшку – большой секрет, который Олимпийский комитет России предпочитает не раскрывать. На запрос телеканала Царьград там ответили так:
В своей закупочной деятельности ОКР руководствуется локальными нормативными актами, в частности, Положением о закупках. В соответствии с данным Положением закупки проводятся на электронной площадке торгов B2B в закрытом режиме с рассылкой приглашения к участию от лица ОКР. Тендерная комиссия ОКР, рассмотрев поданные предложения, выбрала максимально отвечающую всем критериям оценки заявку – ООО «Студия Артемия Лебедева».
Олимпийский комитет России, как общественная организация, по закону действительно может не раскрывать сумму закупки. Только вот более половины доходной части бюджета этой организации – поступления от «Газпрома», а «Газпром» более чем на 50% принадлежит государству. Как говорят в таких случаях: по закону вроде бы всё правильно, а по факту – от российских налогоплательщиков скрывается информация, на что тратятся их (то есть наши) деньги.
«Газпром» и сам ходит среди любимых заказчиков дизайн-студии Артемия Лебедева. В портфолио значится 23 заказа. В том числе дизайн сайта клиники микрохирургии глаза, «которая уже 22 года лечит сотрудников корпорации и обычных людей». На едином портале госзакупок этого контракта нет. На площадке Сбербанка тоже. В списке госзаказов, выполненных студией Артемия Лебедева, он не значится. В какую сумму обошёлся сайт, нам выяснить не удалось.
Можно лишь предположить, что на это было потрачено около 9,5 миллиона. Столько заработала компания за дизайн сайта Агентства по страхованию вкладов – государственной корпорации-фонда, из которого производятся выплаты вкладчикам пострадавших банков.
Дизайнер пониженной ответственности
Где-то между трудами над заказами «Газпрома» дизайн-студия Артемия Лебедева трудилась над исполнением ещё одного очень любопытного проекта – сайта Казанской студии веб-моделей. Если читатель вдруг не в курсе – это сервис, через который женщины (а порой и мужчины, и пары) обнажаются на публику, за «донаты». Львиную долю прибыли, правда, организаторы бизнеса оставляют себе, что позволяет им покупать услуги столь крутых дизайнеров. На сайте студии впечатляет поэтический призыв:
Девчонка, опять сидишь не при деле
без денег, Айфона и хлеба?
Казанская студия веб-моделей
ищет моделей для веба!
Отныне сбегутся девчонки гурьбой
на сайт, элегантный как в сказке:
он прост и понятен девчонке любой,
имеющей сиськи и глазки.
Гибкое расписание, прозрачная система оплаты в долларах, учёт доходов, работа из дома – лишь некоторые преимущества профессии для девушек, блещущих достоинствами, воспетыми новым сайтом, дизайна по-лебедевски. Серьёзных заказчиков – таких как ЦБ, АСВ, «Газпром» и Олимпийский комитет России – соседство в портфолио с казанскими голыми девушками не смущает, моральный облик исполнителя тоже.
…… С государственными наградами Артемий Лебедев поступает аналогичным образом. Сначала он улыбался, получая медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени из рук министра Максута Шадаева, а затем на своём ютуб-канале хаял эту самую медаль за «п***ец и некачественность». Дизайнер предположил, что награду «лепили какие-то школьницы-дауны на уроке в каком-то заполярном *** мелком городке».
Где-то мы это видели…
Зато каждая работа, выпущенная дизайн-студией Артемия Лебедева, – шедевр. Чего стоит логотип компании Plus. Или новый логотип «Якитории». Или логотип для компании «Рефиниш автолак». Или логотип агентства гражданской журналистики «Ридус». Или логотип «Ди Альпино». Чистейшая работа …. Чистейшее копирование.
ВЕРХНИЙ РЯД – ЛОГОТИПЫ ДИЗАЙН-СТУДИИ АРТЕМИЯ ЛЕБЕДЕВА, НИЖНИЙ РЯД – ЛОГОТИПЫ, ВЫПУЩЕННЫЕ РАНЕЕ. ИСТОЧНИК: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД, СКРИНШОТЫ САЙТА VK.COM
При этом сам Артемий Лебедев и его юристы к уникальным правам относятся очень ревностно. В начале этого года ООО «Студия Артемия Лебедева» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО «БестФуд» о взыскании компенсации за нарушение авторских прав в размере 1 000 000 рублей.
Как следует из материалов дела, истцу стало известно, что ответчик неправомерно использует шрифт «Клинкопись» в оформлении упаковки своей продукции – фруктово-ореховой смеси «Орешки». Несмотря на то что на пачке с орешками характерных мушек не было, да и угол наклона букв не совпадал, суд удовлетворил иск компании Лебедева. Правда, сумму компенсации сократил в 10 раз до 100 000 рублей.
ОФОРМЛЕНИЕ ФРУКТОВОЙ СМЕСИ И ШРИФТ «КЛИНКОПИСЬ». СКРИНШОТ: АРТЕМИЙ ЛЕБЕДЕВ / YOUTUBE.COM
«Студию Артемия Лебедева» не устроила столь незначительная сумма – компания сначала подала апелляцию, а затем и кассацию в суд по интеллектуальным правам. Юристу компании-производителя ореховой смеси Михаилу Бурому пришлось в очередной раз объяснять: такой «клинкописью» интернет просто завален.
Суд оставил решение предыдущих инстанций в силе. Юрист, представляющий дизайн-студию Артемия Лебедева, вновь остался неудовлетворён 100 тысячами компенсации.
Я называю это «незаконное обогащение». Отправляют своих юристов, которые работают за процент, а не за зарплату. Вот они и топают то в арбитраж, то в апелляцию, то в кассацию. Я не удивлюсь, если и в Верховный они пойдут. Да, мы проиграли, но мы и не погибли из-за этих 100 000 рублей. Пусть, как это сказать, на здоровье ему.
– возмущается юрист Михаил Бурый.
ОФОРМЛЕНИЕ ПАЧКИ РИСА И ШРИФТ «КЛЕМЕНТИНА». СКРИНШОТ САЙТА ARTLEBEDEV.RU
Под юридический каток «Студии Артемия Лебедева» попало и общество с ограниченной ответственностью «Агро-Альянс», которое якобы в оформлении линейки из 10 видов круп использовало шрифт «Клементина» с его «женственными и плавными буквами, выписанными усердно и любовно, как в альбоме у романтической героини». Студия Артемия Лебедева отсудила у предпринимателя 300 тысяч рублей.
Предъявить претензии королю судов и госзакупок Артемию Лебедеву часто не получается. Так произошло с заказчиком из Ростова – таможенным брокером ООО «РТА». Дизайн-студия Лебедева нарисовала по их просьбе логотип. Вышел синий осьминог, который руководству не понравился.
Переделывать логотип в студии Лебедева не стали. Деньги возвращать тоже. Зато разместили осьминога со ссылкой на ООО «РТА» на своём сайте в разделе «задизайнерено», заказчик этим фактом остался крайне недоволен и обратился в суд. После долгих прений упоминание об ООО «РТА» с сайта убрали, а осьминога перепродали другой компании – «Экспортно-импортному агентству».
Как со всеми вещами, связанными с защитой прав потребителя, моё внутреннее совковое чувство кипит возмущением. Я считаю, что идите на хрен, с какой стати. Купил гнилую сметану – сам дурак. Купи другую в другом месте и не приходи ко мне. Это моё внутреннее отношение. Я вырос в ситуации, когда ничего нельзя было поменять. Тебе просто не повезло. Сметана скисла – твоя проблема.
– рассказывал Артемий Лебедев в интервью ютуб-каналу Надежды Стрелец…..
Под кого контракты пишутся?
Удивительный факт: дизайн-студия Артемия Лебедева часто – единственный участник торгов. Никто из коллег-дизайнеров не претендует. Жирные государственные заказы – кому они нужны? Нет желающих, кроме Лебедева, оказать услуги по разработке системы информационного взаимодействия жителей с органами исполнительной власти за 9 890 000 рублей. Нет участников, которые хотели бы побороться за разработку проекта единого облика внутренних пространств центров «Моя Карьера» за 4 990 000 рублей. Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов в беседе с Царьградом привёл данные Счётной палаты о том, что в России 60% аукционов заточено под конкретного поставщика.
Объявили аукцион – и в нём победить должен только тот, под которого это всё написано. И я думаю, что реально не 60%, а гораздо больше. И понятно, что конкуренция на аукционах – это полная профанация. Просто разыгрывается спектакль.
Единственным заявителем дизайн-студия была и при проведении конкурса на 8 300 000 рублей на оформление помещений для «Дирекции по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы». То есть тех самых инвалидов и ветеранов, воспетых дизайнером в своих цитатах из «золотого фонда». Другими словами, помогать инвалидам и ветеранам Артемий Лебедев не рекомендует и называет их «нахлебниками», зато брать деньги от структур, обеспечивающих всех этих «нахлебников», наш герой совершенно не стесняется. Мы отправили запрос в Соцзащиту Москвы с просьбой прокомментировать свои заказы у человека с неоднозначной репутацией, но ответа пока не получили.
При этом сам Лебедев в интервью блогеру Юрию Дудю признавался, что «госзаказ – самые ужасные и мучительные деньги». На вопрос, зачем вы тогда этим занимаетесь, дизайнер высокопарно ответил, что «из любви к искусству».