Теперь и Япония подключается к кризису вокруг Украины. В беседе с Байденом японский премьер Кишида заявил, что в случае нападения России на Украину последует жесткий ответ от Японии. Он добавил, что Токио будет сотрудничать с союзниками по защите Украины. Япония с ее претензией на Курилы плюс полностью оголенный в военном отношении Дальний Восток и Сибирь, откуда эшелонами уходит на запад армия — это уже достаточно серьезно.
Штаты поступают как обычно. Они формируют ситуативную коалицию союзников против конкретного противника. Который, кстати, обычно как раз союзниками похвастать не может, а если они и есть, то лучше бы и не было.
Распределение рисков и бремени ответственности — вполне рабочий механизм решения проблемы.
Штаты, повышая уровень реакции на угрозы Путина, создают ситуацию, при которой их устроит любое развитие событий. Не будет нападения — будет заявлено, что Путин попросту испугался реакции объединенного человечества. Что, в общем, опустит Кремль в мировой иерархии на совсем уж заднескамеечное место. Ядерное оружие — это, конечно, аргумент, но он работает только в одном случае — если его боятся. Если нет, то размахивать им теряет смысл. Будет нападение — тогда включатся протоколы реагирования. И тут как раз предварительная работа окажется совершенно небесполезной, тем более, что кризис — это всегда фактор времени. Кто быстрее будет реагировать, тот в конечном итоге получит преимущество.
Обычно умный политик избегает попадать в безвыходную ситуацию. Как раз потому, что еще до кризиса он уже проиграл. Но нынешнее российское руководство умным назвать сложно. Наглым — да, но это работает до поры до времени. И вот как раз ум требуется, чтобы понять: когда стоит наглость выключить. Увы, ума не хватило. И теперь любой исход кризиса станет поражением Кремля. Во всяком случае, внятных решений для обратного уже не просматривается. Экстремальные еще есть, но все они имеют весьма и весьма высокие риски.