В воскресенье на набережной Невы было необычно многолюдно: петербуржцы провожали крейсер «Аврора», который ушел на ремонт.
Крейсер миновал стрелку Васильевского острова (здесь и далее фото — Егор Седов для Русского Монитора)
Хотя «Аврора» даже после возвращения Петербургу исторического имени осталась символом города, и это понятно. Но вот ее история (разумеется, кроме того самого холостого залпа в сторону Зимнего в октябре 1917-го) известна не всем.
Крейсер стал ровесником ХХ века — «Аврору» спустили на воду в 1900 году. И названа она в честь парусного фрегата «Аврора», совершившего в свое время кругосветку. Это вполне в традиции русского флота.
А вот в честь кого был назван фрегат — загадка. Конечно, Аврора — это богиня утренней зари. С другой же стороны, имя кораблю дал император Николай I, назвавший его в честь баронессы Евы Авроры Шарлотты Шернваль из старинного финско-шведского рода, одной из красивейших женщин петербургского высшего света, впоследствии вышедшей замуж за сына Николая Карамзина.
Так что и революционный крейсер своим названием может быть косвенно обязан ей.
Но спуск на воду не означает, что корабль достроен и «доведен до ума». Потребовалось еще несколько лет испытаний. Но при первом же большом плавании и штормах у крейсера обнаружилась масса недоделок. И перевод «Авроры» на Дальний Восток затянулся на время ремонтных работ в иностранных портах — Бизерте, Пирее, Порт-Саиде. А в порту Джибути экипаж встретил известие о начале войны России с Японией. Крейсер вернули из похода на Балтику для подготовки участия в действиях на Тихом океане.
«Аврора» на фоне Университета и дворца Меншикова
После выхода в море эскадры в октябре 1904 г. последовало крайне неприятное происшествие, оставшееся в истории под названием «Гулльский инцидент». С кораблей, ожидавших нападения японских миноносцев, открыли ночью огонь по флотилии подозрительных судов, оказавшихся принадлежащим британским рыболовам. В суматохе несколько снарядов попали и в «Аврору», без смертельно ранен корабельный священник. История привела к серьезному конфликту с британцами, которые и без того были на стороне Японии. Вопрос с огромным трудом удалось решить диплоатам.
А дальше была Цусима…
Бой 14 мая 1905 года, в котором русская эскадра была разгромлена, оказался невероятно тяжелым для «Авроры». Один офицер (капитан корабля Егорьев) и девять матросов убиты (после боя еще пятеро умерли от ран). Восемь офицеров и 74 матроса получили ранения.
«Аврора» смогла выйти из сражения. Через неделю около порта Суал на Филиппинах (тогда ими владели США) русские корабли встретили эскадру американского адмирала Трэна, после чего были сопровождены в Манилу. Там война для «Авроры» и завершилась — из Вашингтона пришла депеша о требовании разоружения судов, которую вскоре подтвердил император Николай II: «Ввиду необходимости исправить повреждения, разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях».
В Маниле и начался первый большой ремонт «Авроры». Главную роль играли нанятые мастеровые-китайцы. Несколько месяцев крейсер простоял на яхте в Манильской бухте, а тем временем дипломаты стремились спешно прекратить неудачную для России войну, которая осложнилась революционными событиями (о восстании на «Потемкине» матросы узнали как раз во время стоянки).
После подписания Портсмутского договора русская эскадра взяла курс на Европу, и лишь в феврале 1906 года прибыла в Либаву (Лиепаю). Затем был Кронштадт, новый ремонт, подготовка к плаванию. А 17 июля 1914 года военно-морские силы России были приведены в боевую готовность.
Во время Первой Мировой «Аврора» участвовала в действиях на Балтике, но ни разу не попадала в столь печальные ситуации, как в Цусимском проливе.
Тем не менее, к 1916 году крейсеру потребовался ремонт — как сказали бы сегодня, апгрейд.
И вот тут командир крейсера Никольский совершил ошибку, которую совершали во все времена все сторонники «жесткой руки» и «твердого порядка»: боясь выдуманных ими «майданов», они делают все, чтобы именно «майдан» и случился. «Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдёт в другую крайность — благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода», — писал Никольский в докладной записке. И начал «закручивание гаек», стоило кораблю оказаться на стоянке.
И жесткие дисциплинарные меры матросы, остававшиеся верными присяге, не могли не запомнить — до удобного случая. Случаем стали волнения в Петрограде, перешедшие в Февральскую революцию.
«Аврора» направляется в Кронштадт. Нынешнее название разведенного моста — «Благовещенский» — не в ходу, для петербуржцев это мост Лейтенанта Шмидта (а в 1917-м он был Николаевским)
На «Авроре» разместили арестованных агитаторов. Среди команды прошел слух, что крейсер станет плавучей тюрьмой, матросов боевого корабля эта перспектива обрадовать не могла. Никольский потребовал убрать задержанных с корабля. Именно это событие — вывод арестованных — и стало искрой. Конвоиры вывели арестованных, и в этот момент экипаж вместо того, чтобы презрительно смотреть на «национал-предателей», разразился криками: «Ура!Освободить!»
Никольский и один из старших офицеров, видя бунт, открыли стрельбу по матросам, был убит один из них.
Попытка бунта была пресечена, но теперь худшие подозрения капитана сбылись — сплоченная команда сплотилась против него. А на берегу на следующий день уже начался митинг рабочих — по принципу «за нашу и вашу свободу!»
На офицерском совете было принято решение более не стрелять и команду на крейсере не задерживать — слишком неравным оказалось соотношение между сторонниками порядка и революционно настроенными матросами.
Впрочем, запоздалое решение не спасло убийцу. С Никольского и старшего офицера Ограновича содрали погоны и поволокли на берег, где «закручиватели гаек» получили по заслугам: один — пулю, второй — удар штыком в горло.
Теперь стоящим на ремонте крейсером управлял судовой комитет. Несколько раз его состав менялся. Постепенно его прибирали к рукам активисты большевиков. «Аврора» стала центром митинговой активности, ее матросы участвовали в неудачной июльской попытке захвата власти, а в начале сентября судовой комитет уже возглавлял большевик — машинист Александр Белышев.
К октябрю ремонт был все же завершен, предстояли ходовые испытания. Но теперь корабль подчинялся Военно-революционному комитету, а у него имелись совсем иные виды на «Аврору». Крейсер должен был оставаться в Петрограде.
Несмотря на сопротивление нового командира корабля Эриксона, «Аврора» выполнила поставленные перед ней революционные задачи. Первой и важнейшей был не ТОТ САМЫЙ ВЫСТРЕЛ, а обеспечение движения по Николаевскому мосту. В итоге, при приближении крейсера охранявшие разведенный мост юнкера разбежались, а экипаж «Авроры» быстро свел мост.
К моменту ТОГО САМОГО ВЫСТРЕЛА временное правительство контролировало разве что Зимний дворец. Восстание началось значительно раньше — с захвата важнейших учреждений.
Чуть позже обращение «К гражданам России!» было передано именно по радио «Авроры».
А дальше для «Авроры» началась совсем иная история. Во время гражданской войны крейсер планировали затопить на подступах к Петрограду в случае возможной интервенции. Но этого не потребовалось. Было проведено несколько походов по Балтике и Северному морю, особо важной политической акцией стало плавание в Германию в 1929-м. К 1941-му году крейсер был учебным судном, его планировали списать, но началась война, и уже устаревший крейсер, находившийся в Ораниенбауме, стал частью системы ПВО Кронштадта.
Судно сильно пострадало при авианалетах и артобстрелах.
А после снятия блокады и было принято решение привести «Аврору» в Ленинград и создать там музей. Что и было сделано.
В 1984 году начался большой ремонт «Авроры», который закончили к 70-летию Октябрьской революции. Но тут подоспела перестройка.
А про новые приключения крейсера, про вечеринку «Русского пионера» на борту «Авроры», про поднятый анархистами в 2011-м на борту корабля пиратский флаг слышали многие.
В 2013 г. министр обороны Шойгу заявил, что «Аврора» будет отремонтирована и приведена в ходовое состояние. Но в полностью историческом виде судно уже не будет восстановлено. Хотя смотря что считать историческим видом — история-то не заканчивается…