Авторитетная медиа-структура The Bell озвучило примерную численность российских релокантов последней – военной – волны. По его данным, после 24 февраля 2022 года РФ покинули порядка 650 тысяч человек (речь о тех, кто на данный момент не вернулся). Официальные инстанции РФ своих данных не оглашают.

Максимальный поток приняла Армения: 110 тысяч человек. На втором месте Казахстан и Израиль – около 80 тысяч. Примерно 74 тысячи перебрались в Грузию. 48 тысяч добрались до США. В Европе в этом плане лидирует Германия – 36 тысяч. Далее – Сербия (не входящая в Евросоюз) – порядка 30 тысяч. На данный момент 28 тысяч релокантов остановились в Турции. Затем – 18 тысяч в Латвии, 16 тысяч в Испании, 12 тысяч в Нидерландах.

Статистика The Bell расходится с большинством прежних оценок. Обозреватели обычно исходили из цифры в миллион «военных релокантов». Выше оценивались показатели релокации в Грузию, Казахстан, Турцию. Так или иначе, больше всего принимают страны с безвизовым режимом и при стереотипе «культурной близости». Въезд в Евросоюз и США ограничен, но многие стремятся попасть именно в Америку или Германию. Часто в статусе политических беженцев.

650 тысяч человек – значительная волна эмиграции. Не такая, конечно, как после Гражданской или Второй мировой, когда миллионы людей бежали от советского гостеррора, спасая свою жизнь. Даже в период конца 1980-х – начала 2000-х, при социально-экономических трудностях, но без войны и диктатуры, из России уехали более полутора миллионов. Но нынешняя «пятая волна», она же «путинский исход», превышает размах волны третьей – из СССР 1960–1980-х эмигрировали около 300 тысяч.

Ныне к отъезду из РФ толкает несогласие с политикой правящего режима. Прежде всего – нападение на Украину, опасение репрессий, угроза мобилизации, отторжение госпропаганды. Уезжают «молодые профессионалы», привыкшие с непринуждённому жизненному стилю – перед которыми в полный рост встала перспектива проникнуться «традиционными ценностями», вроде порки на конюшне (они перебираются в Закавказье, Европу, на IT-предприятия Узбекистана). Уезжают и обычные люди, способные под путинизмом жить, но не желающие за путинизм умирать (такие чаще выбирали Казахстан). Так или иначе, эксперты, опрошенные The Bell, предрекают тяжёлые последствия для России.

Власти РФ поначалу демонстрировали пренебрежительное безразличие к релокации. В нынешнем году подход явно изменился. Осложняются процедуры пребывания за границей, идут разговоры об аннулировании паспортов, массовых лишениях гражданства, уголовных преследованиях с требованиями экстрадиции. В некоторых государствах, политически лояльных Кремлю, высок риск оказаться под слежкой или стать жертвой похищения. Восстанавливается подзабытый советский подход: эмигрант – изменник и враг.

Подавляющее большинство российских релокантов всё ещё не собираются включаться в политическую борьбу. Собственно, от политики они и бежали, стремясь к «миру и безопасности». Это можно понять. «Слава Богу, что живы и не под Советами», – говорили их предшественники предыдущих волн. Немногие из них вступали в РОВС, НТС или Интернационал Сопротивления. Но путинский режим обретает такой характер, когда теми, кто не занимается политикой, политика займётся сама. Не только внутри, но уже и вне России.

Со своей стороны, центры российской политэмиграции предлагают различные концепции – как поддержать и организовать массу новых релокантов? Неоднозначное, мягко говоря, отношение, встретил проект «хороших русских» с «новонансеновскими паспортами». Вообще, забота о бытовом обустройстве и социальном статусе многим представляется несвоевременной на фоне происходящего – прежде всего в Украине (откуда миллионы беженцев вынужденно переселились под бомбами и ракетами), да и в самой России (где множится количество политзаключённых и всё опаснее становится шагнуть на улицу). Наивной показалась идея «русского Тайваня» (Тайвань настоящий, китайский, был создан националистической армией, а не политизированными кругами диаспоры).

Объективные развилки, на которых оказались сотни тысяч людей, побуждает к поиску иных дорог. Открыт путь вооружённой борьбы с путинизмом. Легион «Свобода России», Русский добровольческий корпус, Сибирский батальон открыты для россиян. Понятно, что в настоящее время к этому готов не каждый. Широко вариативную концепцию предложил в июне Съезд народных депутатов: от системного учёта до привлечения к работе на оборонных предприятиях стран свободного мира. «Российская эмиграция способна внести весомый вклад в общую победу», – убеждён член Исполнительного совета СНД Виталий Скойбеда.

Роман Анти

От РМ