От двадцати до пятидесяти убитых – таковы потери ЧВК «Вагнер» в боестолкновении с повстанцами-туарегами. Произошло это в западноафриканской Республике Мали. Более точные подсчёты пока не приведены. Происшедшее оценивается как разгром. Если рассуждать глубже, не только (даже не столько) «вагнеровцы» потерпели серьёзное поражение. Тяжёлый удар нанесён по военно-политической экспансии РФ на Африканском континенте.

«Вагнеровская» колонна, включавшая российских наёмников и малийских солдат, попала в засаду близ малийского города Кидаль. Двигалась она к селению Тинзаутен у малийско-алжирской границы. За Тинзаутен правительственные войска вели ожесточённый бой с  повстанцами, именующими себя  «Постоянные стратегические рамки для мира, безопасности и развития» (CSP-PSD).

Вдоль дороги взорвались несколько заранее установленных бомб. Затем начался интенсивный обстрел. Песчаная буря не позволила задействовать огневую поддержку с воздуха. Результат – десятки убитых, несколько пленных, сбитый вертолёт. Среди пленных Антон Елизаров с позывным «Лотос», известный «вагнеровский» командир ещё пригожинских времён (есть, однако сведения, что именно его уже выкупили). Среди убитых – админ телеграм-канала Grey Zone.

«Наши люди в Тинзаутене. “Вагнера” там больше нет. Правительственные войска отступили», – говорится в официальном заявлении CSP-PSD. Сообщается о наступлении повстанцев к югу от Кидаля. Правительственные инстанции Мали не слишком внятно излагают свою версию событий, но независимые наблюдатели подтверждают информацию повстанцев.

CSP-PSD – коалиция туарегских националистических организаций. Они добиваются либо широкой автономии, либо создания независимого государства Азавад на северо-востоке Мали. В основном это светские националисты. Революционный совет Азавада отвергал обвинения в связях с исламистскими террористами. Но некоторые эксперты считают, что туареги-азавадцы координируют свои действия с туарегами исламистами из группировки «Ансар ад-Дин», которая в свою очередь связана с «Аль-Каидой».

В 2020 году в Мали произошёл военный переворот. Власть захватили группировка полковника Ассими Гоиты, ориентированная на альянс с РФ. Нынешний режим в Бамако – одна из «сахельских хунт», союзных путинскому Кремлю. Эти хунты, кроме Мали, утвердились в Буркина-Фасо, Гвинее, Нигере. Для них характерна антизападная позиция, риторика «глобального Юга», резкая враждебность к Франции.

Военно-политическое вытеснение Франции и оттеснение США являлось многолетней политикой Москвы в Африке вообще и на западе континента в особенности. Проникновение осуществлялось силами ЧВК «Вагнер». Контора «путинского повара» с большим (например, ЦАР) или меньшим (например, Мозамбик) успехом закреплялась в четырнадцати странах. Карательные отряды Пригожина были главным товаром, который Путин мог предложить социально близким режимам.

После известных событий – прошлогоднего мятежа и ликвидации Пригожина – «вагнеровские» военные проекты на Чёрном континенте принудительно включены в «Африканский корпус» Минобороны. Однако кое-где бывшая «поварская ЧВК» ещё действовала более-менее самостоятельно. При этом, по оценкам знающих комментаторов, после гибели Пригожина и Уткина боеспособность «вагнеровцев» резко снизилась. Особенно отразилась утрата эффективного уткинского командования, ориентированного на образцы Третьего рейха. (Недаром РДК призывал «вагнеровцев» переходить в ряды корпуса, дабы отомстить за «цинично казнённых» отца-основателя и командира.)

Президент Путин фактически отмежёвывался от послеповарской активности ЧВК. Но отмежевание от «Вагнера» не означает отмежевания от союзных «сахельских хунт». Власти РФ сделали серьёзные ставки в африканском противостоянии. Ежегодные саммиты «Россия – Африка» подаются как блестящие дипломатические успехи. Правда, ещё неизвестно, чем эти мероприятия станут без Пригожина. Тем более теперь, после демонстративного разгрома при Кидале.

«Сахельские хунты» требуют от Москвы чисто конкретной поддержки. Кремль вынужден втягиваться в тяжёлые военные кампании. Побоище при Кидале наглядно показало: режим Гоиты не может одолеть повстанцев даже при прямой военной поддержке РФ. Французы в своё время справлялись эффективнее. Но они настаивали на соблюдении африканскими союзниками демократических норм – хотя бы формально и декларативно. Путинцы предпочитают как раз обратное – и это больше устраивает нынешнюю генерацию «суверенных» африканских диктаторов.

С другой стороны, повстанцы-туареги – будь то сепаратисты или даже исламисты – объективно включились в глобальное противостояние имперской агрессии Путина. Достаточно самого факта вооружённой борьбы против союзного Путину режима. В соцсети Х – проще говоря, в Твитере – выступил блогер Abdalah, известный сторонник авзавадского движения. «Дорогие украинские братья! Мы, вооруженные силы CSP-DPA, хотим выразить нашу поддержку вашей борьбе против российских агрессоров. Мы взяли в плен значительное количество наемников «Вагнера» и намерены передать их вам как жест солидарности. Этот шаг направлен на то, чтобы помочь вам в вашей борьбе за справедливость и свободу», – написал он. Пока неизвестно, отражает ли запись блогера официальную позицию повстанческого руководства. Но было бы логично.

РМ

От РМ