XVI саммит БРИКС открылся сегодня в Казани. Государственная пропаганда РФ подаёт мероприятие как выдающийся дипломатический успех Москвы. Межгосударственный «клуб по интересам» без оргструктуры, устава и программы изображается антизападным идеологическим альянсом под эгидой РФ и КНР. С историческими аллюзиями-намёками то ли на Движение неприсоединения, то ли сразу на Варшавский договор.
Так или иначе, в Казани усилена полицейская служба, переброшены росгвардейцы, свезена массовка приветствия. Прибыли глава РФ Владимир Путин, генеральный секретарь ЦК КПК и председатель КНР Си Цзиньпин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент ЮАР Сирил Рамафоса. Таким образом, собрались лидеры «РИКС», не хватает только представителя «Б»: президент Бразилии Инасиу Лула да Силва стукнулся головой и приехать не смог.
На момент открытия казанского саммита в БРИКС состоят девять государств: Россия, Китай, Индия, Бразилия, Южно-Африканская Республика, Иран, Египет, Эфиопия, Объединённые Арабские Эмираты. Но присутствуют представители двух десятков государств и правительств. Среди них не только президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, президент Ирана Масуд Пезешкиан, премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али, президент ОАЭ и эмир Абу-Даби Мухаммед Бен Заид аль-Нахайян. Прибыли, в частности, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим, глава Палестинской автономии Махмуд Аббас. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев приехал, хотя в БРИКС вступать не планирует. Посетил саммит генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
«Путин хочет, чтобы саммит БРИКС продемонстрировал растущее влияние незападного мира», – констатирует агентство Reuters. Есть у Путина и более прагматичные задачи – доказать, что его государство избежало полной международной изоляции. Даже после развязанного им кровавого побоища в Европе и очевидных поражений от Украины. Ведь никакие сводки с донбасских полей не отменяют главного: план подавления Революции достоинства, покорения соседней страны провален бесповоротно.
Существуют планы дальнейшего расширения БРИКС – что означает прежде всего политическое проникновение Пекина, Москвы и Тегерана. Предполагалось участие Аргентины, но президент-либертарианец Хавьер Милей отозвал прежнюю заявку. Передумало и королевское правительство Саудовской Аравии – тут явно повлияла иранская активность.
Зато в дверь БРИКС настойчиво стучатся Николас Мадуро из Венесуэлы и Даниэль Ортега из Никарагуа. Путин был бы рад их принять, Си Цзиньпин не возражает. Но против Лула и Моди, не проявляет энтузиазма Рамафоса. Таким образом, к расширению БРИКС не стремятся лидеры демократических стран-членов. Безотносительно к собственным взглядам и позициям. (А уж Лула просто хорошо знает и Мадуро, и Ортегу.)
Воздержался от поездки в Казань и президент Сербии Александр Вучич. Несмотря на свой нынешний «поворот к Москве». Он сослался на загруженнность графика – встречи с премьерами Польши и Греции, председательницей Еврокомиссии… (Впрочем, Сербия в Казани представлена вице-премьером Александром Вулиным.) Наверняка ожидался первый секретарь ЦК глава Компартии и президент Кубы Мигель Диас-Канель, но не будет и его: помешал блэкаут, по всему острову вырубается свет.
Первая информация с саммита содержательного характера – Индия высказалась против расширения БРИКС. Само по себе это известно, как уже сказано выше. Но важна мотивация. Правительство Моди отвергает «превращение организации в коалицию противников США», подчёркивает агентство Bloomberg. Эту индийскую позицию разделяют Бразилия, ЮАР и ОАЭ. Не все эти государства демократичны (об Эмиратах так не скажешь), но все тесно с Западом связаны.
Не говоря о том, что никакое правительство Индии не примет гегемонию Китая. О гегемонии России никто, кроме властей РФ, не думает всерьёз. Даже здесь. Украина доказала.
Виктор Тришеров