В кризис.ру

Завтра вечером у здания парламента в Тбилиси состоится акция грузинской оппозиции. Партии, противостоящие правящей «Грузинской мечте», не признают объявленных результатов вчерашних парламентских выборов, протестуют против фальсификаций и призывают своих сторонников к уличному протесту. Общая позиция вырабатывалась на совещании у президента Саломе Зурабишвили, которая позиционируется как лидер оппозиции.

«Грузинская мечта», за которой стоит олигарх-миллиардер Бидзина Иванишвили, тесно связанный с путинским Кремлём, делала ставку на завоевание конституционного большинства в парламенте. Требовалось заполучить 113 мандатов из 150. Этого не удалось: при всех манипуляциях, правящей партии насчитано 54% – 89 депутатов.

На втором месте либерально-европеистская «Коалиция “За перемены”»: 11% и 18 мандатов. Далее «Единство – Национальное движение», происходящее от либертарианской партии экс-президента Михаила Саакашвили: 10% и 17 мандатов. Затем «Сильная Грузия» банкира Мамуки Хасарадзе: 9% и 14 мандатов. Наконец, прошла в парламент партия экс-премьера «Гахария за Грузию»: почти 8% и 12 мандатов.

Несмотря на авторитарное давление правительства и мракобесную идеологическую накачку, грузинское общество всё же прочертило властям предел. Основную роль в этом сыграли весенние массовые протесты против «иноагентского закона», скопированного с РФ.

Итоги голосования оказались, похоже, неожиданными для правящей группы. Иванишвили и его окружение считали, что вполне владеют положением. За счёт административного контроля и социального подкупа. Пришлось убедиться: не совсем. В первые же послевыборные часы риторика властей начала меняться. Прекратились антизападные нападки и прокремлёвские жесты. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе (его воспринимают как «смотрящего от Бидзины») заявил о приоритете отношений с Евросоюзом и стремлении к евроинтеграции, вспомнил о российской оккупации грузинских территорий, категорически исключил восстановление дипломатических отношений с РФ.

Но в вопросе о власти никакой гибкости не проявляется. Партия Иванишвили полна решимости удержать монопольное правление. Эффективно противостоять могла бы консолидированная оппозиция с единой линией. Но этого нет. Оппозиционные партии и блоки в целом сходятся политико-идеологически, по крайней мере, на европеизме. Но имеют разное происхождение и разные лидерские виды.

«Националы» Тины Бокучавы, «коалиционеры» Ники Мелии – неуспешные и непоследовательные, но всё же продолжатели Михаила Саакашвили. Их трудно объединить с приверженцами финансиста Хасарадзе и технократа Гахарии. Оба известны недавним и продуктивным сотрудничеством с Иванишвили. Что, кстати, сильно подрывало авторитет оппозиции в целом.

Первым совместным шагом оппозиции стало решение бойкотировать новый состав парламента. Это может создать некоторые процедурные проблемы правительству «Грузинской мечты». Но и тут нет ясности в единстве. Недаром исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе издевательски советует: «Не входите». Георгий Гахария уже дал понять, что его партия поступит сообразно мнению международного сообщества. Которое в целом склоняется признать законность выборов.

Из тюремного заключения выступил Михаил Саакашвили: «Настало время больших протестов, чтобы показать миру, что мы боремся за свободу и что мы – народ, который не потерпит несправедливости. Времени очень мало!»

Виктор Тришеров

От РМ