Дональд Трамп принимает поздравления. Камала Харрис позвонила ему, чтобы признать поражение. Джо Байден приглашает победителя в Белый дом. Будут договариваться о мирной передаче власти. Никого не удивляют эти немыслимые прежде слова. Хотя многие ещё помнят времена, когда законная смена власти по итогам выборов в США не требовала договорённостей – разумелась сама собой. Новый-старый американский президент – человек-символ перемены мира. Багровые сполохи будущего.
Он смог повторить подвиг Гровера Кливленда. Демократ Кливленд в 1880–1890-х был 22-м и 24-м президентом США. Республиканец Трамп становится не только 45-м, но и 47-м. Ожидался «фотофиниш», минимальный перевес, причём предпочтительными считались шансы Харрис. Эти прогнозы опрокинуты в пыль. Трамп уверенно «сделал» соперницу.
На момент этой публикации за Трампа проголосовали 72 млн человек. 51% явившихся избирателей. 28 штатов из 50, 295 выборщиков при необходимых 270. Отрыв от Харрис составил внушительные 5 млн. Чистая победа.
Похоже, партия Трампа берёт большинство и в конгрессе. Что не так уж часто случается. Обычно избиратели разделяют доминирование между администрацией и законодателями. Предоставить Белому дому карт-бланш в Капитолии – это повышенный уровень доверия, усиленный мандат на власть.
Короче, главного для себя лично Трамп уже достиг. Разгромно отомстил за выборы 2020-го. Жизнь удалась, однозначно.
Если же взглянуть шире, первый вывод: американское общество оказалось совсем не то, что рисовали леволиберальные идеологи. Двинулся справа глубинный народ. Либеральный салон и левацкий кампус растоптаны. Решающее слово за Америку сказали рэднек и гангстер.
Республиканское ядро по-прежнему определяет белый мужчина, англосакс-протестант, член стрелкового клуба. Этих избирателей привлекло обращение Трампа к традиционным американским ценностям XIX века – индивидуализм и изоляционизм, ковбойская удаль, демонстративная простота янки. К ядру стали примыкать продвинутые афроамериканцы и латинос. На бесчинства BLM, кровавые сопли «I love Gaza», новую этику нервозных «снежинок» нашёлся мощный ответ. Стала позитивно восприниматься небывало агрессивная риторика Трампа. Именно та, которую леволибералы истерично называют «фашизмом». Что ж, пусть благодарят себя. Этого хотели?
Совершенно неожиданным образом сработала назойливая долбёжка про судимость Трампа по 34 уголовным обвинениям. Антитрампистский пиар ориентировался на прежнюю Америку, с непререкаемым величием Закона. Но Америка изменилась. Внезапно выяснилось, что без малого четверть страны так или иначе соприкоснулась с криминалом. Кто непосредственно, кто через родню или френдов. Уголовное клеймение Трампа подчёркивало его близость к народу. Который голосовал за него.
Вслед за походя опрокинутым Джо Байденом разносится в клочья идейно-политическое наследие Джимми Картера и Барака Обамы. Деморализованная Демократическая партия отступает в социокультурный лагерь, по старой памяти именуемый «ультралевым» (хотя хамасофилы едва ли этого достойны). Но коллизии сотрясают и правый фланг. Республиканская партия задвинулась куда дальше Рональда Рейгана и Джона Маккейна. Нормальные рейганистские ястребы, как Джон Болтон или Митт Ромни уже не определяют республиканского политического лица. Поражение традиционной рейганистки Ники Хейли драматично отсекает исторический рубеж.
Джордж Буш-младший и его сторонники дистанцированы от нового республиканского лидерства. Дик Чейни – вице-президент и стратег при Буше – поддержал Камалу Харрис. В этом отразилось серьёзная тревога ветеранов за великую старую партию. Республиканство при Трампе – далеко не рейганизм. И не неоконсерватизм. И даже не обычный авторитарный популизм, знакомый по историческим примерам. То, да не то. В лучшем случае…
Правые XX века не понимают странной правизны века XXI-го. Это ещё сильно скажется.
В фокусе предвыборного противостояния были экономические программы. Трамп продвигает повышение таможенных тарифов, стимулирование национального производства. Неминуемой считается торговая война с Китаем. Но вдумчивые экономисты прогнозируют парадоксальное завершение схватки гигантов: соглашение о сферах влияния. Во всяком случае, Си Цзиньпин уже поздравил Трампа с возвращением в Белый дом. Поздравление из Пекина выделилось на фоне Эрдогана, Орбана, Дуды, Моди, Макрона, Стармера, Мелани… даже Путина, нашедшего способ отметиться без протокола. Но первым поздравил президент Сальвадора Найиб Букеле. Тоже личность сверхкреативная.
В своей фирменной смамонадеянности Трамп обещает остановить войны. Главное празднование его победы состоялось в Иерусалиме. Замена министра обороны Израиля – триумфальный фейерверка Нетаньяху, вернейшего из зарубежных союзников Трампа. Можно предположить снятие прежних досадных препятствий с победных маршей ЦАХАЛ.
Что до обещания «в двадцать четыре часа» прекратить войну между путинской РФ и свободной Украиной, то здесь комментировать нечего. Надо быть Ксенией Собчак, чтобы говорить об этом всерьёз. Всё-таки неодолима классовая ограниченность старого спекулянта недвижимостью. С его искренней уверенностью во всесилии материальных стимулов. Ни тиранию Путина, ни вольницу Зеленского ему не понять по жизни. Последствия этой наивности могут оказаться тяжкими. Если американская помощь Украине действительно сократится.
Зеленский поздравил – как сильный сильного. Неназванные источники в командовании ВСУ говорят о предстоящей трудной работе: убеждать Трампа. Остаётся расчёт на его легендарную непредсказуемость. Кремлю не так уж везёт с выбором американского народа. «Рыжий» – из тех мачо, с которыми путинистам приходится считаться.
Фундаментальный итог: Америка осталась Америкой. В основе и сердцевине. Весь истеблишмент ставил на Харрис. Это был консенсус элит. Но избран Трамп. Ибо народ сильнее. Здесь непреходящая надежда. Хоть при Трампе, старом и новом.
Никита Требейко