В кризис.ру

Настало после Стамбула. Российский «Ланцет» ударил по автобусу в украинском Белополье. Девять убитых, семь раненых. Войска РФ, не считаясь с потерями, продвинулись под Покровском ещё на несколько сот тысяч сантиметров. Дональд Трамп послезавтра собирается звонить Путину. Рубио сегодня уже говорил с Лавровым. Стороны друг другом довольны. «Ждут тяжёлые времена», – резюмирует другой Дональд – Туск. «Не слова, а сила», – уточняет Владимир Зеленский. Медленно оседает переговорная пыль.

О прекращении огня нет речи. Это целиком в руках одной стороны. Которая живёт одной войной, воспроизводясь на крови. Бессмысленность стамбульских посиделок была очевидна заранее. Достаточно того, что вброс переговорной «инициативы» исходил из Кремля. Никаких договорённостей Путин не планировал. Вся задумка основывалась на повторении ультиматума Украине и ввязывании в кровавый блудень трамповской Америки.

Сильный контрход Зеленского с личным прибытием в Стамбул демонстрировал Трампу украинскую конструктивность. На фоне кремлёвской бесовщины. Но и реакцию Трампа можно было предвидеть: либо реально не понял, либо «прикидывается валенком». Второе вероятнее. Снова и снова звоны-зазывания, мечтания встретиться с Путиным. Американский президент даже переживает за главу РФ: мол, устало, коллега выглядит, укатывается в изнурительном «конфликте».

Своим турецким гамбитом Путин предотвратил ужесточение санкций Европы с подключением Америки. Тема была, что называется, на мази. Теперь размазана вновь – на колу мочало, начинай сначала. Трамп получил необходимый предлог к очередному уворачиванию. Какие же санкции, когда идёт стамбульский процесс, о чём вы, господа. Вот, Рубио сегодня беседовал с Лавровым. «По инициативе американской стороны», подчёркивает МИД РФ.

Кстати, по единственному позитивному пункту переговоров – обмен пленными «1000 на 1000» – точная дата пока не определена.

Уже замечен довольно показательный состав российской делегации в Стамбул. Адмирал-начальник ГРУ, генерал-замминистра по внешним связям Минобороны, лавровский зам по части СНГ – это фигуры-месседжи. Да и руководителю Меддинскому, при всём персональном комизме, довелось озвучить подлинную путинскую позицию: готовность воевать нескончаемо. Десятилетиями. Именно за этим их и посылали в Стамбул.

Государственный строй РФ переформатирован под войну и террор. Угнетение и насилие утверждены как жизнеустройство и нормализованы в быту. Система эффективно расчеловечена. Схватка с системой носит не геополитический (пресловутые четыре области – предлог для наивных), а экзистенциально-ценностный характер.

Гной бесчеловечья, плескаемый по миру правящим режимом РФ, затопит всё предоставленное ему пространство. Пока не будет аннигилирован источник. Переговоры бессмысленны не потому, что не удаётся согласовать линию разграничения и график смягчения санкций. А потому, что в таких войнах не договариваются вообще. Ибо по итогу остаётся один. Никак иначе.

В это не могут поверить. Люди современного – современно расслабленного – Запада (к которому ментально относится российская либеральная оппозиция и политэмиграция)  искренне не могут понять: зачем им это? в чём тут кайф? не может такого быть! Может. И есть. Но не стоит тратить время на объяснения – не воспримется, не то устройство мысли и души. Восемь десятилетий назад писал Джордж Оруэлл: Герберт Уэллс не был способен понять Гитлера и Сталина. Понимать такое мог Редьярд Киплинг.

Важно другое. Западные элиты сделали из ситуации свои ограниченные выводы. Перенесёмся месяцев на десть назад.

Лето 2024 года – начинаются первые разговоры о переговорах, перемириях, прекращениях огня… Поначалу эти вбросы считаются за очередные ИПСО. Очень уж они абсурдны на фоне детоубийств.

Но проходит несколько недель, и планы переговоров-договоров превращаются в нечто самоочевидное. У власти, напомним, пребывала администрация Джо Байдена. С увёртливой, совершенно недостаточной, но всё же однозначной поддержкой Украины. По крайней мере, без публичных симпатий к Путину. Однако такие планы легитимировались в межгосударственном дипломатическом пространстве уже тогда. Чтобы при Трампе превратиться в циничную жажду сделки с Путиным.

Американская разведка прошлого года ещё не разносилась вдребезги под начальствованием Талси Габбард. Можно предположить получение и анализ каких-то достоверных сведений с властных верхов РФ – отстройка тотальности, заточка под вечную войну. Можно допустить и сделанный вывод: слишком велики издержки конфронтации. Ещё не вполне отдался третьвековой давности развал СССР, в целом мирный и упорядоченный, совершённый вменяемыми акторами. А что будет здесь и сейчас? Когда придурковатые убийцы заранее грезят радиоактивным пеплом.

Способы нейтрализации, положим, есть. Но дело требует титанических усилий и огромных расходов. Успех будет означать грандиозную непредсказуемость последствий. В общем, вот уж охота была.

Так и выкристаллизовалась ставка на переговоры, диалог, компромисс, а по концовке – на сделку. Сегодня за этот выбор заплатили жизнью люди в белопольском автобусе.

Сквозь оседающий туман иллюзий прочерчиваются контуры долгих десятилетий войны и диктатуры. Не смешно, скорее противно, вспоминать эмигрантские глупости 2022–2023 годов – про скорую победу, возвращение в Москву, «корпоративчик на “Эхе”»… Сегодня сатирик-политэмигрант в искреннем отпаде: как же так, три года назад Путин был изгоем, а теперь!.. Этот же автор, впрочем, по его же признанию, ждал массового антивоенного движения в начале 2022-го. Потом удивлялся, как же может служить Путину военный министр Белоусов, он ведь те же книги читал, что любой либеральный интеллигент.

Это уровень оппозиционного мышления. И ведь кого-то ещё берутся чему-то учить.

Кремлёвке многое удалось. И за минувшее десятилетие, и за три последних года. Жесточайше оседлана контролируемая страна. Отлажен механизм войны. Найдены агенты в мире. Не только в традиционно проблемной Германиибесшабашной Румынии или загадочной Африке. Критическая масса «похожих на Скабееву» отыскалась в форпосте западной свободы, лидер которого видит величие сходно с Путиным.

Но не предвидела кремлёвка украинского сопротивления. На чём и обломалась отначала. Не предвидит и теперь неотразимого орудия перемен – войны изнутри России. Упиваясь собой, пропускают главное. Не они первые. Может даже, не они и последние.

Александр Сенокосин

От РМ