«Я собираюсь установить новый срок — примерно 10 или 12 дней с сегодняшнего. Нет смысла ждать пятьдесят, — заявил сегодня президент США Дональд Трамп. — Я хотел быть щедрым, но мы не видим никакого прогресса. Я разговаривал четыре или пять раз с президентом Путиным, после этого он запускает ракеты по украинским городам. Так не должно быть. Я очень разочарован президентом Путиным». Сказано всё это на встрече американского президента с премьер-министром Великобритании Киром Стармером.
Вообще-то с диктатором РФ президент США разговаривал не «четыре или пять», а шесть раз. Один другого бессмысленнее. И «разочарование Путиным» не красит государственного деятеля, да и просто вменяемого человека. Ибо не было причин очаровываться. Справедливости ради, об этом приходится сказать.
Ещё важный момент: решение по срокам ультиматума на момент этой публикации не принято. Пока что прозвучало частное высказывание господина Трампа. Впереди сутки раздумий: «Я, вероятно, объявлю об этом сегодня вечером или завтра».
Направляясь в свой шотландский гольф-особняк (где заключил вчера с Урсулой фон дер Ляйен американо-европейскую торговую сделку), Трамп вновь рассуждал о переговорах с Путиным. Но уже явно без огонька. С 14 июля отстукивал 50-дневный срок, данный Путину на урегулирование в Украине. Пока что из Москвы нет ни малейшего сигнала о готовности хоть что-то уступить. Скорее наоборот. К примеру, вчера в ООН делегация РФ в формате хамской клоунады подтвердила готовность к бесконечной резне.
И вот это не пустые слова, вроде трампо-путинских перезвонов и стамбульских посиделок. Это реальные кровавые дела. Непрерывные бомбёжки, обстрелы, убийства. Исступлённый нажим на фронтовых участках Донбасса, Харьковщины, Сумщины. Война давно переведена из триумфального формата в тотальный. Насилие, экзекуции, кровь — традиционная самоценность правящего режима РФ.
Дональд Трамп, самонадеянно вообразивший, будто понимает Владимира Путина, просто не в состоянии усвоить, с кем и чем вообще имеет дело. На его счету потеря полугодия в войне насмерть. Глупости про «сделки», попытки давления на Украину, преступные перебои в поставках ВСУ. Всё это в порядке омерзительного, как в чёрной комедии, подлаживания к «другу Владимиру».
Симпатии Трампа к Путину, которых он и не думал скрывать, основаны на его собственной авторитарной амбициозности. Ему многое искренне нравится во внутри- и внешнеполитических повадках путинской РФ. Он не просто «хотел быть щедрым» — в этой щедрости он рассыпался. Ментальная тяга к кремлёвскому беспредельщику вела хозяина Белого дома к опасной черте «предательства человечества» (это выражение на конференции ВАКЛ использовал Марио Сандоваль Аларкон для характеристики «разрядочных» увлечений Джимми Картера).
Но что значит авторитарность американского бизнесмена рядом с российским диктатором родом из КГБ. Откровенные издевательства Путина размазывали трамповский имидж и авторитет силы. Покорно принимать это Белый дом не мог.
Слишком поздно это стало доходить до президента США. Но если всё же дошло, то лучше поздно, чем никогда. Трамповская «MAGA» — всё же раздел мира с автократиями, а не собственное прогибание под чужих автократов. Отсюда резкая смена риторики в путинский адрес.
Отдадим должное: даже от риторических сдвигов кремлёвка слегка задёргалась. Трамп не Трамп, однако всё же Америка. Но…
«Думаю, что уже знаю, как все закончится», — мотивировал Трамп сокращение сроков. Чего тут не знать, когда манаточный замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков сказал две недели назад: мол, никаких диктовок не примем. Но если Трамп знает, что же думает? Раньше срок истекал в сентябре, теперь истечёт в августе — и что будет?
Во-первых, что такое «10–12 дней»? Да ещё «примерно». А 13 можно? Уже несерьёзно, так ультиматумы не ставятся. Впрочем, быть может, при официальном решении уточнится до секунды.
Но во-вторых, что уточнится-то? Путин должен объявить о прекращении огня? Предположим, даже объявил бы. Продолжая тот же огонь. Этого будет достаточно? При том, что сохраняется в целости-сохранности не только очаг насилия, угнетения и агрессии, именуемый «государство РФ», но и частичная оккупация украинской земли? Задавал ли Трамп такие вопросы хотя бы тихо сам с собою?
Самое же главное: в чём ультиматум? Предположим, Путин его завернёт. И тогда… «Очень жёсткие тарифы»? 100%-ные вторичные санкции? В Кремле не заснут.
«Кулак — взяточник, злой пёс, грубый хам с беззащитным населением, жестокий истязатель арестованных… Папа, почему ты не заступился? – А что я мог сделать, по-твоему? – Крикнуть “не смейте бить!” – Ужасно бы меня Кулак испугался! – невесело шутит папа». Из воспоминаний Александры Бруштейн… Но девочка Саша нашла тогда вариант: «Ну, убить его! Чтоб он помнил!»
Настоящий ультиматум возможен. Не все ещё забыли, как обещал Трамп: если Путин его не послушает, завалить Украину оружием. Вспомнит ли он сам? Тогда будет, о чём говорить.
Никита Требейко