До сих пор доводится слышать: через год-два путинский режим падёт. Наберёмся терпения. Ждали победы украинского контрнаступа. Ждали мощного западного вмешательства. «Сберегали протест»: надо, мол, «пережить этот режим». Всё об одном: дождаться. И получить. «Ждать очередной “оттепели”» – сформулировал программу известный социолог. Терпеливое законопослушание не помогло, он уже в лагере, получил пять лет. Ждёт «оттепели» за проволокой.
Что даёт силы в этом ожидании? Они сами не знают. Некоторые бредят про «спящие институты». А обычно признаются: я верю, и всё. Потому что верить хочется. Не верить, так повеситься впору. Должна же быть награда за терпение. Значит, надейся и жди. Придёт свобода, примет радостно у входа. Сам Пушкин обещал!
И ведь знают, наверное: дождаться нельзя. Верить в такое знание не хочется. Но оно никуда не девается. С неба свобода не свалится. Из Кремля – тем более. Решил ждать – попросту забил на себя болт. Собрался «пережить режим» в ожидании «оттепели» – будь уверен, режим простудится на твоих похоронах. Что, в общем-то, будет заслуженно.
Вся история России наглядно даёт тэйблом в фэйс. И доказывает: свободу не получают. Свободу только берут.
Да, отмена крепостного права пришла сверху – но, по словам самого «Александра Освободителя»: чтобы успеть, пока не отменили снизу. Крымский разгром, тут и там мужицкие расправы покончили с дворянским душевладением. Иначе и тогда бы не дождались. Но и то александровские реформы проводились так, чтобы дворянской элите не уступить больше минимума. Пули и виселицы бунтовщикам – и прямиком к революции.
Удар 1905 года вынудил царизм декларировать «незыблемые основы свобод». Государственная Дума, разрешение партий и профсоюзов, вольности печати, отмена самых наглых поборов – всё это не подарено «Николаем Последним», а выбито на баррикадах.
Тем более бессмысленно было ждать чего-то от коммунистической диктатуры. Гражданская война, крестьянские восстания, рабочие бунты, Тамбовщина и Кронштадт заставили от военного коммунизма соскользнуть хотя бы к НЭПу. Даже этого нельзя было получить – только взять. Прошла треть века, и восстания в ГУЛАГе вкупе с городскими беспорядками и поражением в Корее принудили партийную элиту к XX съезду с той самой «оттепелью». Ещё треть века – Афган с разрастанием социального подполья подтолкнули к Перестройке. Сами властители не дали бы ничего.
Зато согласие статусной интеллигенции принять перестройку и реформы из рук элиты – как же, вот и «дождались»! – по концовке обернулось тем, что имеем сегодня. Неспособность добиться и отстоять. Детсадовская уверенность, будто полученное барской милостью станет неотчуждаемо. Итог – путинистское кровавое позорище, разворачиваемое в ресталинизацию. С новомодным привкусом гитлеризма.
Если кажется, будто свободу получили, будто свободы дождались – значит, не пойдёт впрок. Реально и прочно лишь то, что взято с боем. Хочешь не хочешь, так устроен мир.
Сколько восторгов и надежд вызывали «бархатные революции» Восточной Европы! Но были они не подарками истории, а завершающими аккордами многолетней суровой борьбы. Польское антикоммунистическое повстанчество, рабочие бунты, подпольная борьба «Солидарности». Чешское и словацкое вооружённое подполье. Партизаны-антикоммунисты, городские восстания Румынии и Болгарии. Венгерский 1956-й. Берлинский 1953-й.
Только жесть в итоге обратилась в бархат. Не всегда, впрочем – вспомнить хотя бы румынское Рождество 1989-го. Нигде правящие камарильи не уходили добровольно. Нигде не получалось получить. Но везде смогли брать.
Ждать свободы – бессмысленно. Надеяться выждать – глупо. Есть в этом даже аморальность, налёт кощунства. Поколения лучших людей добывали свободу в бою. А здесь и сейчас кто-то рассчитывает, будто именно ему выдадут на халяву?
Брать свободу придётся через жесть и риск. Иных вариантов нет.
Кажется, выводы сделаны. Сопротивление в России продолжается как минимум с 2014 года, когда путинизм конституировался открытой диктатурой и развязал войну. Показательно и принципиально: войну кремлёвка повела против украинской свободы. Против Майдана, где свобода была взята.
Поначалу осознали немногие. Большинство оппозиционеров либо вписывались в псевдовыборные режимные блудни, либо топтались в тупике с «утиными историями». (Вспомним позорные фразы с тогдашних «протестов»: «Мы хотим, чтобы власть нас услышала»…) Нападения на путиноидов, поджоги и подрывы, агитация в спальных районах, спонтанные дворовые ячейки, сотрудничество с украинским национально-революционным движением – первые формы подлинного сопротивления. Разные люди – националисты, анархисты, просто разинцы-пугачёвцы по натуре – сошлись в одном: ждать нельзя, надо брать.
Трагично-переломный 2022-й вывел на новый рубеж. В России появилось по-настоящему масштабное Сопротивление – партизанское движение. Теперь очевидно: больше иллюзий не будет. Бой не оставляет им места. Свободу не получают. Свободу берут.
Долгий и тяжкий путь пройден к этому осознанию. Но того стоило.
Объединенный Фронт Сопротивления