«Информационно-геополитический сумбур имени Дональда Трампа» — так приходится характеризовать предварительные итоги переговорного комплекса минувших пяти дней. Аляскинская встреча президента США с главой РФ, вашингтонские беседы президента США с президентом Украины и группой европейских лидеров больше запутали ситуацию, нежели прояснили. Заявленное Трампом намерение попасть в небесный рай, тут же подтверждённое пресс-секретарём Белого дома — пожалуй, наиболее конкретное положение.
В любом случае, очевиден выигрыш кремлёвки и персонально Владимира Путина. Нападение РФ на Украину легитимировано, международная изоляция эффектно прорвана на ковровой дорожке в Анкоридже, путинские условия рассматриваются как нечто правомочное. «Заваливание Украины оружием», обещанное Трампом в предвыборной кампании, превратилось в неохотную коммерцию с продажей европейцам для передачи. Забыты и совсем недавние угрозы сокрушительных антироссийских санкций. Обсуждается не изгнание агрессора с захваченных земель, а пределы совершённых захватов.
Всё это — следствие именно трамповской политики. (Оглядчивый курс Джо Байдена, бесперспективный в своей вялости, всё же был пооднозначнее в поддержке Украины.) За которую он и считает себя достойным небесного блаженства. Вместе с Путиным, который, как известно, тоже намеревается дохнуть не где-либо, а в раю. Остаётся напомнить, что туда же навострился и Гитлер в апреле 1945-го. Не затолкают ли друг друга?
В то же время, надо отметить, администрация Трампа всё же удержалась (пока?) от окончательного соскальзывания в путинский лагерь. Трамп предпочитает посредническое позиционирования, оставляя за собой шанс включить задник и соскочить с темы. Крупнейшие страны Европы, определяющие линию ЕС, наряду с Великобританией, консолидируются на стороне Украины. Во всяком случае, политически. Ну и хоть как-то в меру ограниченных военных возможностей. Сумма, на которую запланированы европейские закупки американских вооружений для ВСУ, определена пока в $100 млрд. Плюс $50 млрд американских инвестиций в украинское производства дронов. (Трамп, кстати, верен себе: заранее оговаривает выгодные условия поставок таких дронов в США. Доверяет, значит, украинской военной промышленности.)
Трампу нужна эффектная картинка. Владимир Зеленский и его союзники — Урсула фон дер Ляйен, Марк Рютте, Фридрих Мерц, Эмманюэль Макрон, Кир Стармер, Александр Стубб — вынуждены это чудачество учитывать. Все они согласны на встречу с Путиным — сначала Зеленского, потом всё того же Трампа. Заведомо бессмысленную. Но трамповская гонка в рай непременно включает этот рубеж.
Подрубает задумку Трампа, как обычно, сам Путин. Во-первых, по словам его внешнеполитического помощника Юрия Ушакова, речь идёт лишь о «повышении уровня» стамбульских переговорах. В Стамбуле российскую делегацию возглавляет Владимир Мединский — уровень действительно плинтусный, повысить который может хоть Путин, хоть посольский повар. Во-вторых, уже прошло сообщение: Путин приглашает в Москву. Зеленский, естественно, отказался. Отказывается и Трамп, до такой Каноссы не созревший.
Муссируются варианты с Венгрией, Швейцарией, Италией. Швейцарский министр иностранных дел Иньяцио Кассис пообещал в порядке исключения не арестовывать Путина по ордеру МУС (терпимость монгольского уровня). Сбудется не сбудется…
Фактически соглашается Киев на переговоры без прекращения огня — ещё один пункт уступчивости Трампа. Тут можно понять: в конце концов, ничего Путин не прекратит, даже если под подпишется. А вот признание захватов Крыма и Донбасса по итогам вчерашней большой встречи в Белом доме не закреплено. Трамп — или, быть может, госсекретарь Рубио? — догадались на этом не настаивать. Ограничились призывам к «уступкам ради мира». Дипломатичный выход нашёлся без проблем: дескать, эти вопросы обсудят Путин с Зеленским. Не американское дело. И то сказать, учитывая, как путает Стив Уиткофф названия украинских регионов.
Тем более «обмен территориями» — сдачу под оккупацию — не принимают европейцы. Президент Финляндии Стубб образно, но точно назвал донецкие Славянск и Краматорск «крепостями против гуннов». Он-то помнит, как сопротивлялась тем же гуннам под несколько другим флагом его страна.
И вот что существенно. Как только Трамп выходит из-под благотворного украино-европейского влияния, тут же открывается истинное лицо трампизма. Туповато-трусоватый эгоизм обывателя в худшем значении слова. «Я надеюсь, что президент Зеленский сделает то, что от него требуется», — возглашает президент в интервью излюбленному Fox News. Требуется кому? Анкориджскому собеседнику Трампа? Он ведь опять похвалился хорошими отношениями с Путиным (хотя и удивился, что не всегда они «чего-то достигают»). Опять надеется на сделку (хотя невнятно обещает Путину «непростую ситуацию», если тот сделки не захочет).
«Россия — мощная военная держава. Нельзя вступать в конфликт с государством, которое в десять раз больше тебя», — суть его жизненной позиции. «Они не будут частью НАТО… Украина не вернёт Крым, это невозможно», — всё сообразно путинским мечтаниям. И вообще: «Всегда считалось, что Украина была буфером между Россией и Европой. И это был большой и широкий буфер. Все шло хорошо, пока не вмешался Байден».
Насчёт Байдена — ладно, придурковатая фиксация немолодого человека, подумывающего о путешествии в рай. Но заметим подлую суть: требование немедленной «позы Ку» перед насильником, отказ в помощи, имперско-хамские размышлизмы о «буферах»… Индульгенция на международный разбой тоталитарных диктатур. Лагерное: «Не гребут — не подмахивай». За себя Трамп это обещает. И недаром критикует саму идею НАТО, выражая понимание не только путинской РФ, но и коммунистическому СССР.
Комментировать тут нечего. Надо только помнить о четырёхлетнем вражеском бонусе посреди свободного мира.
«Путин не может пойти на “заморозку” (слово “мир” к путинизму вообще не применимо) без капитулянтских шагов Украины здесь и сейчас. Но, разумеется, Украина не сдаст Донецкую область. На этом спекуляции по поводу “мира” можно закончить. Война продолжается. Путинская РФ может существовать, лишь пока идёт война. Украина может жить только пока сопротивляется», — ресурс российского Сопротивления «Роспартизан» лишь констатирует самоочевидное. И эта констатация пересекается с рассуждениями о «гарантиях безопасности для Украины». Именно эту тема наиболее привлекает европейцев и американцев. Тут можно долго.
«Будут предоставлены различными европейскими странами в координации с США», — обещает Трамп. Что именно? — в ответ тишина. Что нужно, спрашивают Зеленского, войска, разведданные, оружие? «Всё», — резонно отвечает украинский президент. Прежде всего — укрепление ВСУ. Подход реалистичен.
Пока что украинская армия является для Украины единственной гарантией. И для Европы, кстати, тоже единственный заслон от гуннов. Практически завершена ликвидация российского «предсаммитного прорыва» под Добропольем. В очередной раз сорван далеко идущий путинский план. Продавить на переговорах военным путём не удалось. Пришлось вернуться к обычным методам войск РФ, баллистика ударила ночью по одесскому предместью.
Военно-полевая конкретика самым чётким образом оттеняет избыточность трамповской дипломатии. Если уж в рай, то иным бы путём.
Артём Михайлов