В кризис.ру

Новую концепцию борьбы с киберпреступностью представило правительство РФ. «Утверждённый план — ещё один шаг в создании эффективной системы противодействия телефонным и интернет-мошенникам. Принят и реализуется комплекс из тридцати первоочередных мер, вступил в силу закон об уголовной ответственности для дропперов», — заявил вице-премьер Дмитрий Григоренко, руководитель аппарата правительства, куратор связи и цифрового развития.

Упомянутые вице-премьером дропперы (они же дропы) — технические пособники мошенников при выводе денег с банковских счетов. Термин происходит от английского drop: «бросать, ронять» — а по-русски: «кидать». Обычно они специализируются на простых манипуляциях с банковскими картами. Например, открывают на себя, чаще с «прокладкой», и предоставляют мошенникам для перевода и обналички. За свой процент, разумеется.

«Основные причины, по которым люди становятся дропперами — отсутствие денежных средств, нестабильное финансовое положение, желание быстрого и лёгкого заработка», — размышляют аналитики «теневых финансов». Что интересно, в дропперы нередко идут из тех же слоёв, которые оказываются жертвами мошенничества — бабушки-пенсионерки, девушки-студентки. Бывает, что подростки. Ещё чаще — «уязвимые слои»: безработные или мигранты. Попасть за дропперство можно до семи лет, а то и до десяти, по статьям об отмывании денег им мошенничестве. Но не всегда останавливает.

Правительственный план рекламируется как «комплекс мер для обновления законов о кибербезопасности, технического противодействия злоумышленникам и повышения цифровой грамотности россиян». Первая мера привычна — усиление слежки. Мобильным операторам, интернет-провайдерам, другим информационщикам ставятся оперативные задачи. Им придётся отслеживать «признаки киберпреступлений». И сообщать в МВД, ФСБ, СК, прокуратуру и Роскомнадзор. Не позавидуешь, однако. Ибо что у нас без таких признаков.

Тем временем куст других ведомств — министерства цифрового развития, образования и науки, просвещения, культуры, финансов, а также Центральный банк — займутся «регулярными мероприятиями по повышению цифровой и финансовой грамотности». Будут размещать социальную рекламу в СМИ. И конечно, «информировать граждан о возможных угрозах на порталах госорганов». Не проходите мимо, повышайте финансовую грамотность. Может быть, заодно удастся повысить финансы как таковые. Повезёт же кому-то из граждан.

Этот план пока не закон. Года полтора правительство посмотрит на результаты. Оценит эффективность слежки, контроля, грамотности. И вернётся к вопросу в 2027 году. Уже с законопроектом.

Мошенники и дропперы, конечно, беспокоят. Наглеют сильно, грабят уже миллионами. Но торопится не следует. «Такие вопросы с кондачка не решаются», — учил в культовом советском фильме мошенник Жорж Милославский. Другое дело — запрет поиска экстремистских материалов в интернете. Здесь минуты не потеряют, это уже закон. Равно как и WhatsApp уже блокирован. Не ждать же, в самом деле, пока повысится грамотность. И так грамотные шибко стали.

Анатолий Кружевицын

От РМ