В кризис.ру

В Тбилиси продолжается судебный процесс по делу об убийстве Левана Джангвеладзе. Со стороны обвинения озвучены заказчик и организатор. На закрытом заседании произнёс эти имена частный детектив Робико Гогиашвили. Его утверждения на данный момент не доказаны, но воспринимаются как достоверная версия. В любом случае, процесс отражает кровавый разлом традиционных внеправовых сообществ. В этом социально-политическая сторона происходящего.

Леван Джангвеладзе расстрелян на проспекте Чавчавадзе 14 марта 2024 года. В столицу Грузии, на свою смерть, он приехал почти случайно. Для участия в траурном церемониале.

Это был крупный предприниматель-инвестор грузинского происхождения и российского базирования. И ещё более крупный теневой авторитет. Его брат Мераб Джангвеладзе известен как вор в законе Мераб Сухумский. Леван воровской короны не носил, но контролировал в группировке финансы, коммерцию, силовые подразделения, оперативные службы и конфиденциальные связи с государством. Практически всё, кроме представительства и традиционных ценностей, остававшихся в ведении Мераба. Отсутствие воровского статуса больше помогало, чем мешало. Его нельзя было обвинить и привлечь за «положение в преступной иерархии», нельзя было закрыть въезд. Контакты с ним формально не являлись криминалом. Но это не снижало ни бизнес-, ни прочих рисков.

Заказчиком назван Ираклий Усоян. Организатором — Отар Парцхаладзе. «По оперативной информации, внук Деда Хасана поручил Отару Парцхаладзе и братьям Микадзе убить Джангвеладзе за пять миллионов долларов», — цитируется свидетельское выступление Гогиашвили. Усоян — внук легендарного Аслана Усояна, известного как Дед Хасан, многое унаследовал в активах прежней воровской империи. Парцхаладзе — бывший генеральный прокурор Грузии. Занимал он этот пост в первые годы правления «Грузинской мечты», не скрывая связей с Дедом Хасаном.

Оставить прокурорское служение ему пришлось, когда получила огласку уголовка за грабёж в Германии начала 2000-х. Верховный правитель Бидзина Иванишвили и тогдашний премьер Ираклий Гарибашвили с сожалением принимали отставку. По качествам Парцхаладзе их устраивал. Но отпустили в российский бизнес.

Причиной гибели Джангвеладзе назван бизнес-конфликт. Конкуренция возникла в сфере поставок в Россию алкогольной и табачной продукции. Но помимо коммерческих противоречий, учитывается и давняя связь братьев Джангвеладзе с Тариэлом Ониани. Вор в законе Таро был давним и упорным конкурентом Деда Хасана. Аслан Усоян убит ещё в январе 2013-го, два года спустя расследование приостановлено. Недавно это обвинение предъявлялось лидеру «таганской ОПГ» Игорю Жирноклееву. Возмездием за Деда Хасана считалось в 2016 году убийство Ровшана Джаниева, он же Ровшан Ленкоранский. Но и версия Таро наверняка небезразлична внуку покойного патриарха воровского сообщества. Чем не дополнительный довод к решению по Джангвеладзе.

Усоян-внук не нуждается в представлениях — и по деду, и сам по себе. Парцхаладзе тоже личность известная. Братья Георгий и Давид Микадзе (как говорят, княжеского рода) — крупные фигуры в гостиничном и ресторанном бизнесе. Георгий уже арестован, Давид в международном розыске. По сведениям того же Гогиашвили, непосредственно ликвидацию — расстрел из австрийского «глока» — исполнял Гела Удзилаури. Бывший телохранитель ещё одного авторитета — Георгия Джохадзе. Который сам чудом остался жив при расстреле его брата Сосо в 2016 году. Братья Джохадзе — давние сподвижники Лаши Шушанашвили. Вор в законе Лаша Руставский, ещё один друг «Грузинской мечты», был приближённым Деда Хасана в войне с Таро. И «управделами» Захария Калашова — Шакро Молодого, временного преемника Хасана в статусе постсоветского главвора. Вроде снова паззл складывается.

Воровской мир советского происхождения рушится на глазах. С кровавым треском изнутри и извне. Прессинг изнутри – взаимное месилово. Выстрелы в Деда Хасана, а ещё раньше в Япончика оказались стартовыми. Прессинг извне — целенаправленное выжигание статуса специальными статьями УК. Cходные номы действуют в Грузии с 2005-го, в России с 2019-го, в Украине с 2020-го. Занятие высшего положения в преступной иерархии карается до 15 лет. Символичны судьбы завинченного Шишкана и Лоту Гули. Первый против понятий водился с государством, второй понятия соблюдал и власти оппонировал — один сидит, другой убит.

А главное, начисто утрачена социальная прочность, которая обеспечивала массовую опору криминалитету в СССР. Это больше ни разу не робингуды. Народ не защищают. Романтика испарилась до конца. Лоту Гули, кажется, был из последних. Братство разрушено и затоплено в крови. О чём говорить, когда внук Деда Хасана связывается с экс-прокурором, а Шакро мобилизует зеков на войну, развязанную экс-гэбистом (да и какой там он «экс-»). Воровская верхушка потеряла смену: молодые отказываются короноваться. Предпочитают новации типа АУЕ.

«Мы уже потеряли Грузию в Европе. Права человека и европейская сущность государственной системы там постепенно исчезают», — говорит в ООН Владимир Зеленский. Речь шла о власти, о «Грузинской мечте», закапывающейся в прокремлёвщине. «Грузинская ССР под гангстерами» — краткая, но ёмкая характеристика режима Бидзины Иванишвили. Но и буквально гангстеры сделались не лучше правителей. Скользят наперегонки. Бывает, что по крови.

Сергей Казанов

От РМ