Министр финансов РФ Антон Силуанов представил Госдуме проект федерального бюджета на 2026—2028 годы. Целевой установкой правительства он назвал «создание пространства для смягчения кредитно-денежной политики и ускорения роста экономики». Для финансовой стабилизации избран путь повышения налогов. Во избежание наращивания госдолга. При этом Силуанов открыто заявил о приоритетном финансировании «обороны и безопасности» — войны и карательного аппарата.
Проект предусматривает доходную часть в 40 трлн 283,3 млрд рублей, расходную — 44 трлн 69,7 млрд. Таким образом, после всех «утрясаний», дефицит составит 3 трлн 786,4 млрд. Преодолевать финансовую напряжённость правительство намерено повышением ставки налога на добавленную стоимость (НДС): с 20% до 22%.
В повышении НДС видится шанс избежать разгона инфляции и неконтролируемого роста госдолга. На социально значимые товары — некоторые виды продовольствия и медикаментов — обещано сохранение льготной 10%-ной ставки. Силуанов ссылается на опыт 2018 года. Тогда НДС приподняли на те же 2%. Инфляция слегка подскочила, однако рост цен оказался в целом умеренным.
Но сравнение едва ли адекватно. И едва ли Силуанов не догадывается об этом. В то время «гибридная» война с Украиной ещё не перешла в ракетно-фронтовую фазу. И не определяла общеэкономическую ситуацию в той степени, что теперь. В Минфине признают, что 1,2 трлн дополнительных доходов от НДС будут направлены на военные цели («оборонные» расходы). Предусмотрены новые расходные статьи — например, защита от дронов. Повышается денежное содержание силовиков — как действующих, так и на пенсии.
Страховые взносы работодателей, пониженные во время ковид-пандемии, Минфин намерен «оптимизировать». Сейчас официально признанный уровень безработицы всего 2,5%. Нужда в льготах отпала, полагает экономический блок правительства. Однако в некоторых отраслях они сохранятся для поддержания занятости. Снижается порог обязательной уплаты НДС для структур малого бизнеса — с 60 млн рублей до 10 млн. Дабы предотвратить уход от налогов, остановить массовое возвращение в теневую экономику. Этот процесс несёт для правящего режима не только финансовые, но и куда более серьёзные социальные угрозы.
«Это военный бюджет», — заранее резюмировал Дмитрий Медведев. Редкий случай, когда придворный клоун сказал нечто сообразное. Временами его и для этого используют. Полезен бывает для сценической выразительности.
Курс, разумеется, согласован с кремлёвской администрацией. Взаимодействие министров экономического блока с заместителем руководителя администрации Максимом Орешкиным выражает альянс правительственных «сислибов» с «сорокалетними менеджерами». Под эгидой Владимира Путина, благоволящего тем и другим.
Существенно, что и министр финансов, флагман «сислибства», заговорил сходным образом. Конечно, в более респектабельной тональности. И Силуанов, и Орешкин вполне отражают, что значит взятый курс для экономической перспективы. Пусть «приказ Нерона» маячит пока вдалеке. Орешкин даже попытался на что-то намекнуть. Но благоразумно (для себя) воздержался от развития темы.
Приоритет солдатского сапога, однозначно заявленный Путиным, исключает какие-либо передышки. «Зетники» и «сислибы» обречены на сближение, ибо: «Для войны нужны три вещи — деньги, деньги и ещё раз деньги», — говорил Людовик XV. А если кончаются — трясите карманы подданных.
Константин Малухин