Президент Украины в интервью агентству Bloomberg вновь констатировал сложность военно-оперативной ситуации в Покровске. Как верховный главнокомандующий, он не исключает отвода ВСУ из города. «Самое важное для нас – это наши солдаты. Никто не заставляет их погибать ради руин», – сказал Владимир Зеленский. На данный момент войска РФ продолжают наступление по фланговым охватам с юга и востока. Предотвращая окружение, ВСУ отбили селение Родинское и контратакуют на западных окраинах города.
Прежнее военное значение Покровск утратил за долгие месяцы битвы. Артерии военного снабжения ВСУ изменены, Славянско-Краматорская агломерация прикрыта новыми рубежами. В военно-стратегическом плане оборона Покровска уже выполнила свои задачи. Однако политически и символически захват Покровска и Мирнограда важен для Кремля. Не только для предъявления самим себе хоть каких-то итогов наступления в уходящем году. Вгрызание в руины практически уничтоженного города – психологическое воздействие на администрацию США. Способ внушить Дональду Трампу «неизбежность» российского контроля над Донбассом. После чего: «Никто не даст вам гарантий, что, захватив тот или иной город, они не продвинутся дальше. Сдерживающего фактора нет», – констатирует президент Зеленский.
В подтверждение этих слов, войска РФ усиливают напор на Харьковщине – в районах Купянска в направлении Великого Бурлука. Идут упорные бои в городской черте Волчанска (среди погибшмх за это город украинских бойцов – легендарный Буревий). В той же Донетчине активизировались столкновения северо-восточнее «пояса крепостей» на Северском направлении. Особый узел завязался на стыке Донецкой, Днепропетровской и Запорожской областей. Под угрозой с востока Гуляйпольское направление в Запорожье. Позавчера оккупировано оперативно значимое село Ровнополье. Между тем, удержание Гуляйполя так же важно для запорожской обороны, как в середине прошлого года важно было удержание Покровска для обороны донецкой. Ради людей, а не руин.
Хроника воздушного террора: ночью по Украине ударили 138 российских беспилотников и одна баллистическая ракета «Искандер-М». В Харькове убиты два человека. Президент Зеленский в том же интервью Bloomberg с сожалением отмечает: европейские лидеры стали опасаться снабжать Украину средствами ПВО. Забросы российских дронов и истребителей в воздушное пространства европейские стран дали свой результат. «Я думаю, он запугал их, это была его цель, и он её достиг. Это, без сомнения, было психологическое давление», – делает вывод украинский президент. «Он» – это глава РФ Владимир Путин.
Кто бы подумал лет сорок пятьдесят назад, что можно такое сказать о главах государств и правительств НАТО… И что они не обидятся.
Тем временем поговорил с журналистами и госсекретарь США Марко Рубио. «С нашей стороны осталось не так уж много санкций. Мы ударили по их крупнейшим нефтяным компаниям, а именно об этом нас всех просили. Очевидно, их надо имплементировать, и только через какое-то время будет виден эффект. Я не знаю, что ещё мы можем сделать. У нас заканчиваются возможности ввести санкции», – ответил он на журналистский вопрос о дальнейших западных санкциях против путинской РФ. Прозвучало это по итогам канадской встречи министров внутренних дел G7. Иначе говоря, после ограничительных мер к «Роснефти» и «Лукойлу» вежливо просят отвязаться. Даже насчёт «теневого флота» Рубио советует выяснять у европейских коллег: «Это происходит гораздо ближе к ним».
В очередной раз трамповское умывание рук. Там, где реально трудно. Да ещё устами Рубио, что особенно утяжеляет. Именно в ситуации, когда особенно нужна поддержка. Прямая, военная. Не только украино-американское производство дронов-перехватчиков, о чем Зеленский с благодарностью сказал. Не только 6 млрд евро, выделяемых Евросоюзом. С доходов от замороженных активов РФ.
Крепче заявлена Рубио дипломатическая позиция: Трамп не собирается встречаться с Путиным без гарантий договорённости. По крайней мере, на данный момент. Пока российская сторона не готова к урегулированию.
С этим тут же кинулся спорить путинский пресс-секретарь – хотя выступил Дмитрий Песков в уточнительно-извинительной тональности (как и принято теперь кремлёвских посланиях Белому дому. Хотели бы вновь ввергнуть Трампа в анкориджское бесчестье: «Здесь мы не можем согласиться. Россия открыта для урегулирования украинской проблемы политико-дипломатическими средствами». В сторону же украинскую тон меняется на угрожающий: «Рано или поздно придётся вести переговоры, но с гораздо худших позиций».
Позиции – это Покровск. Да, сейчас они ухудшаются. Но бывали и Херсон, и Гостомель. Были Ирпень и Буча. ВСУ вернулись везде. А из Покровска ещё и не ушли.
Артём Михайлов