Ничем закончились вчерашние переговоры главы РФ со спецпосланником и зятем президента США. Когда высветилась во всём мрачном гротеске предыстория «мирного плана», бессмысленность суеты мог бы понять даже Дональд Трамп. Во всяком случае, кремлёвский визави сделал для этого максимум. Перед встречей Путин угрожал отрезать Украину от моря и выражал готовность к войне с Европой. Это и есть подлинный план Путина. «Пытаемся уладить», – смиренно бормочет Трамп.
Стив Уиткофф и Джаред Кушнер пять часов просидели с Владимиром Путиным, Юрием Ушаковым и Кириллом Дмитриевым. Первые комментарии поступили от куратора путинской внешней политики. «Конструктивно, весьма полезно и содержательно», – откровенно издевался Ушаков. Уиткофф и Кушнер привезли в Кремль аж четыре бумаги – в дополнение к первоначальным 27 пунктам. Заметим, теперь звучит цифра 27. Это ново: сначала было 28, потом 19, потом 22. Ибо какая разница.
Конкретно эти пункты всё равно не обсуждались – только суть, забавлялся Ушаков. Например, про Украину и НАТО: «Не могу рассказать подробности». В принципе он доволен Уиткоффом и Кушнером: кое-что приемлемо, «учитывают соображения». Ни с кем, кроме США, кремлёвка переговоров не ведёт, подчеркнул путинский доверенный.
Итоговый вывод: «Компромиссного варианта найдено не было». Зато: «Стороны видят огромные перспективы для взаимодействия». Например, по части любезного Трампу экономического сотрудничества. И наконец: «Путин через Уиткоффа передал Трампу привет».
В автобиографической повести советского писателя «Лёнька Пантелеев» есть эпизод, как подростка дочиста обчищают на базаре в игру типа рулетки. «Давай, давай, парень! Играй! Выиграешь! – уже посмеиваясь, ворковали поднатчики». Над американским президентом давно уже не посмеиваются, а нагло ржут в голос.
Петроградский мальчик понял, с кем имеет дело: «Ну вас к чёрту! Катитесь, жулики!» И адекватно оценивал своё поведение: «Дурак, идиот». Не то вашингтонский старик: «Ситуация непростая. Я завершил восемь конфликтов, это будет девятый». После чего Трамп с гордостью рассказывал, как он теперь не даёт Украине оружие – что обещал применительно к сложившейся ситуации, когда шёл в президенты! – а продаёт его. (А ещё Лёнька Пантелеев с безжалостным перебором сказал себе: «Подлая тварь».)
Кремлёвка стоит несдвигаемо – полная оккупация Донбасса, включая территории, которые сейчас отстаивают ВСУ, американское и европейское признание захватов, резкое ограничение украинской армии с фактическим разоружением. Об остальном милостиво соглашаются разговаривать. Ставка на продолжение войны делается без дипломатичных экивоков, в демонстративном формате плевка в партнёра. «Наши люди сейчас находятся в России, чтобы выяснить, сможем ли мы добиться урегулирования», – сообщает президент США.
Даже интересно, выяснили ли наконец? По крайней мере, очередного трампутинского саммита на ближайшее время не планируется. Хватило пока что анкориджской ковровой дорожки. Спасибо на том. Впрочем: «Телефонный разговор возможен в любой момент», – взволнованно осведомляет сегодня путинский пресс-секретарь. Не надо, мол, думать, будто Путин напрочь отвергает трамповское миролюбие.
Разговаривать с трамповскими визитёрами Путин приехал с инвестиционного форума ВТБ «Россия зовёт!» После пленарной сессии кремлёвский властитель кое-что бросил журналистам. Обещал удары не только по украинскому судоходству, но и по кораблям союзников Украины. То есть, ощутилось сегодняшнее попадание ВСУ по российскому подсанкционному танкеру.
Воевать с Европой он якобы пока не собирается. Однако «готовы прямо сейчас». И не таким «хирургическим способом, аккуратненько», как с Украиной. Аккуратненькая хирургия Путина – это воздушный террор, зверские убийства мирных жителей украинских городов. А с Европой, значит, будет грубее. Военные возможности европейских стран Путин не ставит ни во что: «Может быстро произойти ситуация, при которой нам не с кем будет договариваться».
Внятного европейского ответа на официальном уровне не звучит. Анонимный источник из аппарата НАТО в беседе с Би-Би-Си успокаивает себя: «Владимир Путин нередко говорит вещи, которые в итоге оказываются неверными. Никоим образом не верю, что он действительно готов к войне с Европой». Четыре года назад никоим образом не верили, что он действительно готов к войне с Украиной. Но предположим, на этот раз так оно и есть – Украина сковала агрессора, путинское государство не имеет военно-экономического потенциала сходу развязать следующее кровопролитие. Но чего стоит сам подход: Путин не готов… Такой вот стратегический расчёт.
Впрочем, другой источник, тоже из НАТО, настроен куда решительней: «Мы не станем сидеть сложа руки. Ответ будет сокрушительным. Точка». Однако и эта решительность почему-то анонимна.
Президент Украины высказался не после, а до кремлёвских посиделок. «Есть сейчас двадцать пунктов», – сказал Владимир Зеленский. Опять, значит, пункты. Уже и тут… И уже 20, новая цифра. Речь идёт о тезисах, согласованных сначала в Женеве, потом во Флориде. Кому, как не Зеленскому знать: осмысленны в этом… диалоге только укреплённые пункты базирования. Собственно, об этом он и сказал с самого начала очередного витка этой байды. Но жива ещё надежда на просветление-озарение Трампа. Надо дождаться, выигрывая время.
Что бы ни докладывал Путину начальник его Генштаба, ВСУ продолжают обороняться в Покровске. Украинская поисково-ударная группировка не словами, а делом зачистки опровергает герасимовские заявления о захвате Купянска. «Информация обнадёживает. Нашим подразделениям удалось существенно улучшить тактическое положение непосредственно в городе. В Купянске оккупанты имеют “успехи” разве что в сфере пропаганды», – сообщает главнокомандующий ВСУ генерал Александр Сырский.
Здесь, в боях и руинах, предстоят по концовке реальные решения. Фронт в Украине. Партизанское движение в России. Невозможно уговорить Путина, которому для личного удовольствия и классового интереса нужна война, а не мир.
«Мы полностью поддерживаем все справедливые усилия, которые могут привести к справедливому миру. Пришло время заставить Москву, источник войны, положить ей конец», – с предельной дипломатичностью излагает украинский министр внутренних дел Андрей Сибига. В который раз Дональд Трамп получает шанс сохранить лицо.
Артём Михайлов