Выборгский райсуд Петербурга приговорил председателя партии «Яблоко». Николай Рыбаков осуждён на 1500 рублей. По части 1 статьи 20.3 КоАП РФ – демонстрация запрещённой символики. Это уже стандарт: легальных «оппозиционеров», типа Рыбакова или Михаила Амосова снимают с пробега за фотографии Алексея Навального, размещённые в соцсетях. Разумеется, не теперь размещённые, а в феврале 2024 года. На его смерть
Показания Рыбакова озвучил адвокат Борис Грузд (сам «яблочный» председатель на заседание не пришёл). Рыбаков оправдывался, что не вёл никакой пропаганды, а только среагировал на смерть известного человека. Причём искренне не знал, что то запрещено. Надо сказать, такого прямого запрета и правда не вводилось. Но надо же самому соображать, подразумевает государство.
Был у защиты ещё один довод: размещал не сам Рыбаков, а некто другой. Но судья Елизавета Трускаленко – отдадим должное – не стала в это вдаваться. Искать кого-то вместо Рыбакова не будут.
Судебный вердикт со штрафом в полторы тысячи рублей не назовёшь особенно суровым. Бывает куда жёстче. Например, рыбаковский заместитель Максим Круглов проходит по уголовке за «фейки об армии» (в апреле 2022 года написал о резне в Буче). Но есть другая сторона: в течение года осуждённый по данному составу не может никуда баллотироваться. Таким образом, «Яблоко» лишается удовольствия выдвинуть своего председателя на ближайших выборах в Госдуму.
И за партию, и за председателя можно порадоваться: избавление от постыдного соучастия в режимном ритуале. (Пусть впустую, но бессмысленность в данном случае не снижает меры постыдности.) Однако в этих кругах иные представления о приличиях. Довольно нестандартные, если судить по-людски.
Лидер «яблочной» фракции в петербургском Заксобрании Александр Шишлов, представитель федерального партруководства Иван Большаков и сам Рыбаков заверили, что оспорят приговор. Это бы ещё ладно, но стоит обратить внимание на тирады Шишлова и Большакова. «Партия “Яблоко” не приемлет экстремизм» (Шишлов). «Обвинение Рыбакова в демонстрации экстремистской символики – это дискредитация самой идеи борьбы с экстремизмом» (Большаков). По смыслу, сказанного, против «борьбы с экстремизмом» возражений не выдвигается.
Экстремизм в современной РФ, как известно – реальное сопротивление диктатуре и агрессии. «Яблочники» умеют долго и пафосно объясняться. Мы много чего бы услышали, кто что не так понял. Но прозвучало нечто такое, чего лучше бы не слышать.
По словам Большакова, происходит выдавливание «Яблока» из политического пространства, в том числе именно в Петербурге. Откровенно говоря, пора бы. Погружение в позор представляется уже чрезмерным даже для данного явления.
Верховный суд РФ оставил в силе приговор Никите Журавелю по статьям о госизмене и «оскорблении чувств верующих» – 14 лет заключения. «Вступил в контакт с представителем украинских спецслужб и выполнял их задания» (ранее сожжение Корана у мечети). Московский областной суд приговорил Артёма Хорошилова – 21 год заключения. Донаты для ВСУ почти на 700 тысяч рублей, DDoS-атака на серверы «Почты России», планирование железнодорожной диверсии.
Виктор Тришеров