В кризис.ру

В Китае продолжается чистка армейского командования. По информации осведомлённых американских и британских изданий, под следствием пребывают генерал-полковник Чжан Юся и генерал-лейтенант Лю Чжэньли. Высокопоставленные и политически влиятельные военачальники причислялись к ближнему кругу Си Цзиньпина, считались проводниками его военной политики. Теперь оба проверяются на «серьёзные нарушения партийной дисциплины и государственных законов». На официозном сленге это означает коррупцию.

75-летний Чжан — член Политбюро ЦК Компартии Китая, зампред Центрального военного совета КНР, Военного совета ЦК КПК и объединяющей оба совета Центральной военной комиссии (ЦВК). Выше в военной иерархии стоит только председатель всех трёх коллегий — генсек КПК и председатель КНР Си Цзиньпин. К тому же Чжан, как и Си — один из партийных «кронпринцев»: его отец Чжан Цзунсюнь принадлежал к первой командной генерации НОАК.

61-летний Лю также занимал более чем серьёзную позицию: член ЦК КПК, член ЦВК, начальник Объединённого штаба — оперативное командование НОАК. Эта структура создана десять лет назад на месте прежнего Генштаба НОАК. Отличие в том, что Генштаб был подконтролен ЦВК, Объединённый штаб просто включён в ЦВК как функциональное подразделение.

Чжан командовал военными округами, руководил управлениями военного производства. Лю командовал крупными армейскими соединениями и военной полицией. Оба реально воевали. Чжан участвовал в китайско-вьетнамской войне 1979-го, Лю — в пограничных столкновениях с вьетнамцами конца 1980-х. Практический боевой опыт ценится в НОАК. Мало кто из нынешних китайских генералов им обладает.

Си Цзиньпин давно и методично зачищает военную верхушку. Однако именно Чжан Юся казался гарантированным от этой раздачи. Не только по изначальной клановой связи с Си, но и по функции надёжного проводника его военной политики. Но, по-видимому, генсек-председатель решил, что в проводниках не нуждается. Свою политику намерен осуществлять самолично, в режиме ручного управления.

Военная власть в Китае теперь монополизирована так же, как партийная и государственная. Си Цзиньпин не забывает времён, когда армейские танки определяли исход жестокой внутрипартийной борьбы. И такого, чтобы командующий округом прикрывал опального партбосса, как Сюй Шию спасал Дэн Сяопина, он допускать не намерен. Танки на Тяньаньмэнь — безотказно, как М-123. Будь то на Гонконг или на Тайвань — по партийному, а не военному приказу. Значит, нельзя доверить НОАК даже самому доверенному. Только себе самому.

Министр обороны адмирал Дун Цзюнь, зампред ЦВК генерал-полковник Чжан Шэнминь, командующий сухопутными войсками генерал-полковник Ли Цяомин, командующий авиацией генерал-полковник Чан Динцю, командующий флотом адмирал Ху Чжунмин даже в совокупности не претендуют на какую бы то ни было политическую роль. Хоть бы и самую лояльную. Ибо вразумлены чисткой, понимают, что в любой момент могут подвергнуться сами. Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины во главе с сицзиньпиновским «улыбчивым преторианцем» Ли Си умеет внушить покорность. Даже тем, кто при оружии. Путин и Белоусов с их эпигонской чисткой могут только завидовать китайскому вождю.

Принято считать, и небезосновательно, что военные больше склонны ориентироваться на здравый смысл, а не на идеологические или геополитические фантазии. Такое и впрямь случается. Политики-«нацлидеры» видят эту крамолу и искореняют упреждающе. Даже если конкретной опасности не просматривается. Как от генералов Чжана и Лю.

Роман Шанга

От РМ