Сложно полемизировать с человеком, когда согласен в главном — особенно, если ради этого главного человек пожертвовал успешной карьерой и радикально поменял свою жизнь. Как Борис Бондарев, бывший дипломат, советник миссии РФ при отделении ООН в Женеве, который в мае 2022 года подал в отставку в знак протеста против агрессии РФ в Украине.

Сложно, но необходимо, потому что речь идет о правильных и неправильных оценках существующей реальности. А от адекватности оценки зависит выстраивание перспектив и планов действий на будущее, вероятность верного выбора. Или окажешься в тупике политических заблуждений. И лучше рассмотреть ситуацию в полемике с профессионалом высокого уровня, чем с ангажированным активистом одной из околополитических тусовок.

Итак.

Два дня назад Борис Бондарев выступил в программе The Breakfast Show у Александра Плющева, бывшего сотрудника «Эха Москвы». Со следующими тезисами.

1) Платформа российской оппозиции в ПАСЕ полезна только самим участникам платформы.

2) Заискивание перед Западом, получения «ярлыка на княжение» в виде отбора делегации без выборов по усмотрению руководства ПАСЕ — это позорно и стыдно.

3) Необходимо было провести выборы, как минимум, среди релокантов.

4) Одной из задач делегации в ПАСЕ и вообще российской оппозиции, должно стать создание «профсоюза релокантов».

Что могу сказать по этим пунктам.

1) Вопрос пользы. Как минимум, польза в том, что западные политики, через призму делегации в ПАСЕ смогут, наконец, хорошо рассмотреть вблизи так называемую статусную российскую оппозицию. Тех людей, кого они годами считали главными представителями таковой. С которыми общались, спрашивали их экспертное мнение, а многим годами давали гранты на что-то, по словам этих людей, полезное и необходимое. Без отдачи, во всех смыслах этого слова. Теперь можно будет оценить работу и сделать выводы. Это полезный опыт. Как известно, в науке отрицательный результат — тоже результат. На пользу дальнейшему этой науки развитию.

2) Все вздохи про «ярлык на княжение», сравнения с поклонами в Орду, печаль о приставном стульчике — это сожаления о несуществующей и не создававшейся реальности. Статусная российская оппозиция, по неспособности или умышленно, не справилась с такой задачей.

Поминаемые всуе русские князья, ездившие в Орду за ярлыками, как минимум, имели за собой подконтрольные территории и княжеские дружины. В Орду они ездили не только лояльность выказать, но и договориться о размерах дани. Как платы за покровительство и военную защиту Орды. Защиту своих прав на своей территории эту дань собирать, себя не забывая. А по запросу из Орды — выступать со своими дружинами совместно на покорение новых территорий, тоже за долю. Это отношения вассалитета, но при этом вассал — самостоятельная, иногда даже значимая, боевая единица. Субъект.

Ничего подобного у российской статусной оппозиции и близко нет.

Поэтому «пожалуйте на приставной стульчик, посидите, может быть, пригодитесь». А как вы хотели?

Ататюрк, де Голль и Ленин, поминаемые Бондаревым в качестве примеров успешных действий оппозиции в изгнании, имели, помимо политических претензий, организованные структуры и вооружённые силы. За Лениным была активная, буквально отмороженная партия. Подполье, готовое к вооружённой борьбе и захвату власти. Поэтому, а не за красивые слова о мировой революции он и его соратники на одном из поворотов истории получили поддержку и деньги. За прорыв к власти. Который получился.

А теперь вспомним историю ещё ближе.

2012 год: путинский режим подавляет мирное протестное движение. С оскорбительной для оппозиции лёгкостью. Один полицейский замес на Болотной (без стрельбы на поражение, кстати) — всё, сливай воду.

2014 год: оккупация Крыма, развязывание контрреволюционной войны против Украины. Внешний разбой и внутренний террор уже демонстративны, напоказ. Оппозиция топчется в шоке между муниципальными выборами и уточными домиками («не впускать в себя войну»). А если появляются вдруг группировки, способные хотя бы к мордобою и поджогу (чего уже тогда было мало), поднимаются вопли: «Это не оппозиционеры! Надеемся, полиция найдёт преступников!»

2022 год: полномасштабное вторжение, фронтовая и ракетная война, переходящая грани геноцида. Героическое сопротивление Украины. Русские добровольцы плечом к плечу с ВСУ. Партизаны в самой России. Оппозиция ломится в ПАСЕ. И призывает соотечественников не отдыхать в Крыму.

Ещё на памяти начало 2023 года, когда украинский контрнаступ вызвал всплески бессовестной трепливости: «Следующий Новый год отметим корпоративчиком на ‘Эхе’». То есть, ВСУ (или НАТО) за нас отработают, а мы придём на готовое. Как в советских сатирических стихах о тунеядце: “‘Граждане! К цели! Живее! Жду!’ — чуть не молит он вслух”. И ведь по сей день никому не стыдно.

Скоро полтора десятилетия, как евроделегаты от хор.ру не сделали практически ничего. Полнейшая импотенция, причём в условиях тепличных, по сравнению даже с Лениным, не говоря о де Голле и Ататюрке. В условиях идущей войны (де-факто Украина сражается именно с путинским режимом, у неё нет территориальных претензий к РФ, интересы с реальной российской оппозицией совпадают стопроцентно). При наличии базы недовольных и притесняемых режимом в РФ (примерно 15% взрослого населения по разным, но совпадающим данным социологии). При факторе релокантов, явно не симпатизирующих путинскому режиму, числом около миллиона человек.

И наконец, при наличии встревоженного путинской агрессией «коллективного Запада», многие страны которого могли бы оказать реальной российской оппозиции посильную помощь и поддержку в ее реальных действиях.

И — НИ-ЧЕ-ГО, за 4 года.

Денис Капустин, по меркам статусной оппозиции, маргинал, без денег и связей, на одном своем энтузиазме и решительности вместе с несколькими друзьями за год(!) сумел создать боеспособное подразделение, создать репутацию и сейчас РДК начинает становиться и политической силой, заявляя о своей программе и принципах. Другие люди создали Легион Свободы России, подразделение Номад из числа угнетенных народов, создали движение Роспартизан.

Получив от статусной российской оппозиции — одну попытку политического паразитирования в лице Ильи Пономарёва, холодное дистанцирование грандов, типа Ходорковского, словесную и только поддержку от Каспарова, плевки ядовитой слюной от ФБК и аффилированных с ним структур.

И ничего более.

Ни сбора средств для помощи и развития, ни содействия в рекрутинге, ни политической и информационной поддержки — от людей, с которыми иногда все же беседуют европейские лидеры сегодня, а вчера и в США принимали.

Но статусная российская оппозиция, оказывается, больше всего озабочена сохранением своего статуса и своих претензий «представлять население России». Не имея (потому, что не создали и не работали над этим) на территории РФ ни подполья, ни сопротивления.

Вот всякие, по мнению статусных оппозиционеров «маргиналы» (в сравнении с ними, «великими») над этим работали. В Сирии — и получилось. В Венесуэле. В Иране. Работают с Кубой. Смогли изменить ситуацию в Армении. В разных частях мира, по-разному. Но там оппозиция не сидит сложа руки, не чурается «мараться» насилием. Не ждёт, пока всё само волшебным образом разрешится в её пользу.

Ну и на что — реально, а не в своих амбициозных мечтах — могут претендовать такие люди, кроме как оказаться «на приставном стульчике» в качестве консультантов?

И то, подозреваю, при серьёзном отношении заказчиков, скоро это будут «консультанты» из разряда «выслушай этих неудачников и делай наоборот».

3) На тему «ну надо же было выборы проводить!»

Очнитесь. Из кого?

Я даже не обсуждаю, КАК провести верифицируемые выборы в пузыре сплошной лжи и надувания щёк. Что недавно вполне себе продемонстрировало «голосование», устроенное «Медузой» — с накрутками и совершенно безумными фаворитами. Оказывается, лидерами мнений оппозиции является Екатерина Шульман и две радикальных феминистки…

Но ещё важнее, чем организация голосования — ИЗ КОГО?!

Сменить одних надоевших говорунов и бездельников-грантоедов на других? Зачем?

Кто сейчас что-то действительно делает, вкладывая силы и жизни — они не на виду. Они в окопах Украины и глубоко в подполье в России. Большинства их имен мы просто не знаем.

Они, разумеется, проиграют голосование популярным блогерам и артистам разговорного жанра. Ну и новым, уже «оппозиционным» популистам, пытающимся сейчас «набрать популярность» на идеях помочь релокантам поуютнее обустроиться в Европе. (Я, кстати, считаю: реальных преференций и социальной помощи заслуживают ставшие инвалидами на фронте. А всех остальных — единственное, не высылать в РФ. Для европейских бюджетов есть куда более важное сейчас применение: «Всё для фронта, всё для победы».)

Валить кремлёвскую свору, потом приводить страну в норму — этим пусть занимаются «маргиналы», «бандиты» и «нацики». Хорошие русские выше этого. Конструируют профсоюз релокантов для борьбы за место у еврокормушки. Да, им бы «выборы» в самый раз — посоревноваться с себе подобными, не догнать, так хоть согреться под софитами в студиях.

Пока настоящая оппозиция истекает кровью в промерзших окопах и выплевывает легкие в пыточных подвалах ФСБ.

Два разных мира и вместе им не сойтись, ибо слишком разные у них цели.

Виталий Скойбеда

От РМ