В кризис.ру

Умер 81-летний Владимир Куроедов, отставной адмирал флота. Главнокомандующий ВМФ РФ в 1997–2005 годах. Назначен Борисом Ельциным, отставлен Владимиром Путиным. Широкой общественности он стал известен в 2000 году, когда Путин толкнул его вперёд себя объясняться по катастрофе «Курска». На период его главнокомандования пришлись и другие крупные аварии. Но в истории российского флота Куроедов останется не только этим.

Родом из Приморского края, выпускник Тихоокеанского высшего военно-морского училища и Военно-морской академии. Служил на кораблях Тихоокеанского флота, командовал бригадами и флотилиями. В 1989 году, на излёте СССР, окончил Военную академию Генштаба, стал контр-адмиралом. От политических событий и конфликтов дистанцировался. По должности и званию Куроедов состоял в КПСС, но принадлежал к той части советского военного командования, которая приняла распад СССР. Мотивации — вопрос отдельный.

В 1993 году Куроедов — начальник штаба Балтийского флота. В 1996 году — командующий Тихоокеанским флотом. Потом начальник Главштаба ВМФ, после чего назначен главкомом. Высшее флотское звание — адмирал флота — имел с 2000-го.

После затопления подводного ракетного крейсера «Курск» в августе того же 2000-го (заря путинской эры) Куроедов немедленно подал в отставку. Вместе с тогдашним министром обороны Игорем Сергеевым и командующим Северным флотом Вячеславом Поповым. Путин завернул рапорты: слишком очевидно выглядела бы попытка прикрыться маршалом и адмиралами. Зато именно Куроедов, вместе с тогдашним полпредом по только что созданному СЗФО Ильёй Клебановым, предстал перед родственниками погибших моряков. Очевидцы полагали впоследствии, что адмирал уберёг полпреда если не от линчевания, то от избиения точно.

Через пять лет произошла авария батискафа АС-28 в камчатских водах. К тому времени политическая ситуация в России была другой. Путин уже не беспокоился, кто как оценит тот или иной его шаг. На этот раз он принял отставку Куроедова. Следующие двадцать лет об экс-главкоме вспоминали редко. Хотя он состоял в адмиральском клубе и в президиуме Академии военных наук.

Но за Куроедовым есть особое наследие — историко-идеологический сдвиг. Преодолевалась советская трактовка, рвущая традицию. Реабилитировались флотоводцы-антикоммунисты, участники антибольшевистской борьбы. Если не юридически, то во флотской памяти. Восстановились в позитиве образы вице-адмирала Михаила Кедрова, контр-адмирала Михаила Беренса. Дошло и до верховного правителя Белой России. Адмирал Александр Колчак, как гидрограф, минёр и полярный исследователь, никогда не забывался в советском флоте. Но в глубокой тайне. Легальные упоминания исключались напрочь. Кроме анафем.

Инициативная группа в Петербурге предложила установить мемориальную доску с именем Колчака в Морском корпусе имени Петра Великого. Конфликт растянулся на 2001–2002 годы. Офицеры прокоммунистических взглядов обличали «белогвардейского бандита, американского наймита». Почему-то обвиняли Колчака в сотрудничестве с Махно — начинало рулить историческое знание по-путински.

Разгром адмирала Колчака предотвратил адмирал Куроедов. Он поддержал инициативу. Любопытно, что главным инициатором выступал член Русского географического общества Александр Смирнов — до того активист Социал-демократической партии, решительно переориентировавшийся на белую традицию. Куроедов принял его с единомышленниками, выслушал, посоветовался с патриархом Алексием II, а главное, с писателем-маринистом Виктором Конецким. «Полудиссидентский» имидж Конецкого тоже здесь показателен.

Адмирал решил: Колчаку быть. Но пришлось идти на компромисс с прокоммунистической и прогэбистской общественностью. Доска висит в музее корпуса, ныне Военно-морского института. Видят в основном курсанты и сотрудники. Снаружи нельзя — был врагом государства, правопреемником которого выступает нынешняя РФ. Попробовали вывесить на фасаде дома три по улице Большая Зеленина, где одно время жил Колчак — Куроедова не нашлось. Скандал, суд, демонтаж в 2017 году. (Антикоммунисты судами не заморачивались. Просто брали кувалду и сносили доски чекистов Урицкого и Трефолева. Тоже без Куроедова, конечно, хотя Трефолев расстреливал именно матросов восставшего Кронштадта. К слову, однако.)

Это не являлось доминантой деятельности Куроедова. Мало кто вспомнит. Но не стоит и забывать.

В годы куроедовского командования характер путинского государства ещё не всем был понятен. Во внешней агрессии и внутренних репрессиях Куроедов задействован не был. Хотя едва ли протестовал бы. Во всяком случае, никаких возражений от отставного адмирала в последние годы не звучало. В конце концов, приверженность колчаковскому наследию в минном деле не противоречит имперству. Но на фоне теперешних флотских генералов Гудкова и Ахмедова, морпехов-оккупантов, всех этих подводных лодок в степях Украины, Куроедову даже повезло в плане репутации. Хотя и не Колчак.

Виктор Тришеров

От РМ