В кризис.ру

Советско-российский публицист, «разрешённый диссидент» Рой Медведев умер сегодня в 100 лет. Философ по образованию, педагог по профессии, историк по роду занятий. Некогда властитель дум левоидеалистичной советской, а отчасти и западной интеллигенции. Одно время даже политик и депутат. Разоблачитель и обличитель сталинизма с советско-марксистских позиций. В последние десятилетия — ярый охранитель путинского режима, не очень Путину нужный.

Родом из Тбилиси, сын большевистского комиссара гражданской войны, преподавателя марксизма-ленинизма в Военно-политической академии. Имя Рой получил в честь индийского коммуниста. Ему было тринадцать лет, когда отец попал под репрессивный каток Большого террора. Александр Медведев-старший не вернулся из ГУЛАГа.

Рой Медведев окончил философский факультет ЛГУ. Восторженно принял XX съезд и хрущёвскую Оттепель. Дождался реабилитации отца-коммуниста. Проникся шестидесятническим антисталинизмом: «Учение Маркса всесильно, Ленин хотел как лучше». Вступил в КПСС, был редактором «Учпедгиза», преподавал в Академии педагогических наук. Писал книгу «К суду истории. О Сталине и сталинизме», которая при Хрущёве могла быть издана в СССР. Но закончил при Брежневе, когда обозначился крен к ресталинизации.

В 1969 году Медведев решился книгу издать — в США. Оргвыводы не заставили себя ждать. Последовало исключение из КПСС и увольнение. Это создало Медведеву ореол диссидента. Он не отказывался. В 1970 году в самиздате появилось открытое письмо руководителям КПСС с призывом к демократизации. За подписями Андрея Сахарова, Валентина Турчина и Роя Медведева.

Однако Рой Александрович хорошо знал красные линии и не пересекал грань статьи 70 УК РСФСР. С настоящими диссидентами не сходился. Не забывал подчёркивать: не против советской системы, а только против сталинских извращений. Зато «извращения» критиковал резко. Утверждал, будто в сталинские десятилетия были репрессированы сорок миллионов человек (на самом деле меньше, хотя не в цифрах суть режима). И опять-таки подчёркивал: дескать, феномен сталинизма «ещё одно подтверждение роли личности в истории». То есть, если бы не персонаж по фамилии Джугашвили, всё бы было ок.

КПСС и КГБ отдавали должное такому подходу. Рой Медведев практически никак не преследовался. При том, что брат Жорес, биолог и агрохимик, за выступления против лысенковщины подвергался карательной психиатрии, а потом сумел эмигрировать. Вольно или невольно Рой Александрович исправно работал на тогдашние ИПСО: вот какая в СССР свобода исторических исследований… Цену этому понимали такие люди, как Александр Солженицын, Игорь Шафаревич, Владимир Буковский. «“Сталинизм” — это очень удобное понятие для тех наших “очищенных” марксистских кругов, которые силятся отличаться от официальной линии, на самом деле отличаясь от неё ничтожно. (Типичным представителем этой линии можно назвать Роя Медведева.)», — припечатал Александр Исаевич.

Звёздным часом Роя Медведева стала ранняя Перестройка — издание книги, многочисленные выступления. Заодно поспешил восстановиться в КПСС, демонстрируя потрясающий уровень политической дальновидности. Хотя его исторические изыскания стремительно превратились в безнадёжный наивняк, Медведев был избран на Съезд народных депутатов. Между прочим, отказался вступить в Межрегиональную группу. Красных линий никто не отменял.

Всячески старался Медведев приблизиться к Михаилу Горбачёву. Появилось ироничное выражение: летает, мол, вокруг генсека-президента целый рой медведев. Выступил на Съезде с тревожным сообщением: консервативно-сталинистские силы плетут заговор против инициатора Перестройки! Михаил Сергеевич попросил оставить «эту болтовню»: «Послушать, так я уже семь раз убит, а семья два раза перебита».

Разрыв с Медведева с Горбачёвым пришёлся на 1991 год. «Диссидент» не простил генсеку разрыва с коммунистической партией. После запрета КПСС Медведев стал сопредседателем Социалистической партии трудящихся (СПТ). Его болезненно-жгучая озлобленность на Горбачёва производила несколько комичное впечатление. Посмеивался даже другой сопредседатель СПТ, профессор Анатолий Денисов.

Резко критиковал Медведев политику Бориса Ельцина и реформы 1990-х. Но политическая деятельность у него не задалась. Медведевская версия марксизма нигде не была востребована. Прежние тексты о Сталине и сталинизме утратили всякое значение. Научно-исторического они и не имели отначала, со временем ушла и публицистическая новизна. Надо, однако, отдать должное: Медведев извинился за непроверенные цифровые данные. Но это как раз понять можно — закрытую статистику ему неоткуда было знать.

И всё же четыре десятка книг, переводы на четырнадцать языков в двух десятках стран. Он ведь писал не только по истории в собственной версии, но и по педагогике, по литературоведению. Эти работы получились значимее. Однако довольно быстро Медведев оказался почти забыт. Напомнил о себе уже в следующую эпоху.

Режим Владимира Путина не назовёшь марксистским. Но именно в нём Медведев нашёл то, что весь век искал. Оказалось, агрессивная автократия в его иерархии стоит выше марксистской идеологии. И чтоб не расхлябанно-брежневская, а пожёстче, понаглее. Вот, собственно, и всё, что требовалось. Желательно, правда, без прямой привязки к Сталину, с которым семейные счёты. Но это не от Медведева зависит, сталинистские увлечения Путина он не решался оценивать. Пришлось со вздохом принять очередную роль личности в истории.

Девять хвалебных текстов посвятил он диктатору РФ. Не забыл даже своего однофамильца ДАМа, что уж по-любому избыточно. А в 2023 году поговорил с «Собеседником» — взахлёб поддержал путинскую войну против Украины. Явно увидел в этом шаг к реставрации СССР, который так неожиданно для Медведева — он ведь не об этом просил — рассыпался при Горбачёве. А там, глядишь, и до КПСС недалеко, в которой Медведев восстановлен.

Мало кто заметил эту публикацию. А кто заметил, вряд ли вдумчиво вчитывался. Не содержание же интервью было интересно. Только возраст интервьюируемого: 98 лет, неординарно.

«Крах Роя Медведева» назвал видеонекролог лично с ним знакомый украинский журналист Виталий Портников. Заголовком можно было ограничиться.

Анатолий Кружевицын

От РМ