Российским читателям Русского Монитора будет интересно прочесть интервью бывшего депутата от Партии регионов, противника Майдана-2004 и участника Майдана-2013, Тараса Чорновила, в котором о рассказал о ряде странных и загадочных эпизодов в в ходе майдана 2013-2014 года, а также провале антимайдана во время Оранжевой революции 2014, различиях двух постреволюционных властей и рисках повторения старых ошибок в обществе.
Почему вы вышли на Майдан в 2013 году? Ведь в 2004-м были по другую сторону баррикад …
— Для меня выбор евроинтеграции святой. У меня были некоторые планы на будущие годы по дипломатической работе. У меня было, назовем это так, «право одного визита» к Януковичу. Хотел попросить себе должность посла в какую-то неключевую европейскую страну. Я могу сказать, что хорошо знал Януковича и верил ассоциации подпишут. Это для него была своеобразная страховка от Путина. И вдруг все рушится. И мое личное, и общеукраинское. После первого крупного митинга, 24 ноября, возвращаться на Майдан не хотелось. Это была просто какая-то демотивация от политиков. А потом разогнали студентов. Возникло понимание, что я не могу не выйти на улицу, но являюсь заложником чьей игры.
В чем же отличие от 2004-го?
— В 2004-м я стал для Майдана главным врагом, возглавил избирательный штаб Януковича. Тогда я не вдавался в нюансы, но Ющенко был для меня личным неприятелем. В моем понимании он косвенно причастен к убийству моего отца плюс я знал, что он мерзавец. И когда я начал борьбу против него, мне сразу на уши сели приближенные к Януковичу: Герман и др. Я купился. Понимаю людей, которые тогда вышли на Майдан. И к тем, которые были на сцене, я относился как к ворюгам: Мартыненко, Катеринчук рассказывали мне о ценности Майдана?
Почему у тогдашней власти не сложилось с антимайданом? Ведь и шахтеров подвозили, и риторика против «оранжевой чумы» была …
— В то время антимайдан создать пытались, но не люди Януковича. К этому были причастны структуры Кучмы, Медведчука, Тигипко. Для самого Виктора Федоровича это была неожиданность. В Киев привозили людей из западной части Донбасса, которые к «донецким» не имели отношения. Их снимали с работы и отправляли в Киев. Вокзал, водка, закуска. Затем колонну прибывших повели в центр. И тут появилась информация, что антимайдан может плохо кончиться. Эсбэушники сдали информацию, должны быть снайперы, которые будут стрелять по студентам.
НА СЧАСТЬЕ, В 2004-М Бойни НЕ ПРОИЗОШЛО, Антимайдан ЗАВЕРШИЛСЯ бесславно.
Подняли шум, данные попали к помощнику президента Польши Ключковского, он сообщил Александру Квасьневскому. Тогда подняли Януковича, шахтеров удалось развернуть на вокзал, там он перед ними выступил, обозвал Ющенко котом Леопольдом, и их отправили домой. Впоследствии я увидел решение ВСУ. Не те, в которых речь шла о назначении третьего тура. За несколько дней до объявления подготовили другой текст. Примерно такого содержания: оба кандидата (Янукович и Ющенко) допустили очень грубые нарушения законодательства, создали ситуацию, в которой невозможно установить результат выборов, привели своими действиями к столкновениям и человеческим жертвам. Предлагали признать выборы несостоявшимися, назначить НЕ переголосование, а новые выборы с запретом баллотироваться и Ющенко, и Януковичу. Это была лишь копия, но кроме меня еще несколько человек видели текст. К счастью, в 2004-м бойни не произошло, антимайдан завершился бесславно.
Что общего у Майданов 2004 и 2013 года?
— Обеими ними манипулировали. Оба использовали, но со временем они вышли из-под контроля. В 2004-м одной роты спецназа хватило бы, чтобы остановить протест. Интересный момент. Летом, когда выдвигали Ющенко, блокировали автобусы на выезд из Львова. Я еще там бегал, дрался с милицией. Ющенко, конечно, дурак, но это право людей — ехать в Киев. Прессинг был страшный, чтобы не пустить их на это смешное выдвижения. А осенью колонны ехали свободно. А вы знаете, что такое провести автобусы на Киев. Надо поднимать депутатов, сопровождать их, тягаться с милицией, зарисовывать номера. В определенные моменты в центре Киева оставалось 6-8 тыс. Человек, не слишком способных отстаивать Майдан-2004. Разогнать его было очень просто.
2013-й год — народ через соцсети списывается, выходит на протест. 24 ноября собрался первый большой митинг на Европейской площади. Лидеры оппозиции растерялись. В парке Шевченко тогда были подвезены активисты. Раздавали партийную символику, флаги, ленты. И когда это все спустилось вниз, стало понятно, что пришли киевляне. Как оказалось, у нас огромная колонна. Помню испуганный вид того же Пашинского, который пытался управлять людьми, на Бессарабской площади. Оппозиционеры перепугались такой массы народа. Заявления со сцены о бессрочном митинге и т.д. — это старые методики того, как правильно утопить протест.
Но нельзя говорить, что в 2013-м все происходило без помех ...
— Здесь много вопросов. С тем же избиением студентов. В первую очередь — технику снимали очень поспешно. Ночь 30 ноября единственная, когда на Майдане не было депутатов. И нужна ли была зачистка Януковичу? Это тупость и глупость. Право на существование имеет вот вариант: к тем событиям причастен Владимир Сивкович, заместитель Андрея Клюева. Я хорошо знаю Клюева, это не его методы. Когда были драки в Раде, Клюев говорил всем нардепам: «Только не бейте по морде, избитый депутат нам обойдется дороже». У него был принцип никогда не бить тех, кого можно купить, не разгонять тех, кого можно рассеять.
То есть все организовывал только Сивкович?
— Все забывают об его бекграунде. Он бывший начальник Путина. Когда Сивкович был в опале, то Путин приезжал с неофициальным визитом в Украину. Сразу же лидер РФ отправляется в резиденцию и говорит, что встретится с президентом Кучмой, только когда увидит Сивковича (а того, кстати, уже готовили под арест). Когда Путин пообщался с экс-шефом, все проблемы у последнего исчезли.
Думаю, Сивкович подставил Клюева, сыграл свою роль против Левочкина. 11 декабря все на ушах стояли, спрашивали себя: «Почему Янукович погнал спецназ зачищать Майдан, когда есть Нуланд и Эштон?». Это не была зачистка. Взять его можно было без проблем. Зато, кажется, создавалась картинка. Ощущение, что был договорняк, но те, кто со стороны Майдана, не совсем понимали, кто и для чего это делает.
В ночь с 18 на 19 февраля тоже не было штурма. Была жесткая бойня на Институтской и Крещатике. Мы приезжали колонной забирать раненых со стороны Михайловской. Машинами добрались до самого Майдана. Никто нас не проверял. Было некому. Там насчитывалось несколько тысяч протестующих. Спецназа было намного больше. Майдан снова можно было легко взять. Людей готовили к тому, что они мобилизоваться. Затем появляется Парасюк, дает Януковичу 24 ч. А на утро тот убегает. На следующий день сбежали вэвэшники, более многочисленные, чем люди на Майдане. Это был отвод сил. Власть в тот момент вела на Киев войска. Но развернули. И это не Янукович.
Почему же тогда не удалось организовать второй Северодонецк в Харькове?
— Тот съезд планировали заранее. Янукович еще сидел в «Межигорье», а в Харьков уже приглашали депутатов всех уровней. Однако в какой-то момент хитрые евреи допа и Гепа (Михаил Добкин — экс-председатель ОГА и Геннадий Кернес — мэр областного центра) понимают, что они могут стать последними, потому что контрреволюция время тоже требует жертв. А потому и не выходят на съезд. А это Путин не предусмотрел. Так же как не мог догадаться, что Янукович сломается и убежит. А у Виктора Федоровича была страшная фобия. Он боялся, что его убьют. Насколько я знаю, съезд должен просить РФ о помощи и заявить, что в Киеве путч. Это даже не Северодонецк-2, это Северодонецк в квадрате.
Можно ли говорить, что нынешняя власть повторяет ошибки предшественников с Майдана-2004?
— Может, я слишком неисправимый оптимист, но в сегодняшней ситуации этого не скажешь. Так, сейчас очень непопулярно говорить что-то положительное о Порошенко, президент в Украине должен быть плохой. И в то же время люди воспринимают Яценюка. Хотя реформ — никаких, борьбы с коррупцией нет. Мы безнадежны. Перестали влюбляться в Тимошенко, начали — в Яценюка. Основная проблема, что за эти девять месяцев не было попытки осуществить хоть какие адекватные реформы. То есть, по-моему, повторение Ющенко. Объявления своего Кабмина — это как-то по-детски. Арсений Петрович не смог сразу всунуть свои требования по отношению к правительству и теперь пытается что-то урвать.
В то же время Порошенко делает непопулярные вещи, но правильным образом. Ведь он понимает сущность «политики по-русски». Он понял, чем все может обернуться, если мы перейдем красную линию — Луганск и Донецк. Наступление сдержали, Порошенко расчленял территории, разбивал их на несколько групп, чтобы иметь плацдарм до момента, когда русские введут войска. Так же игры с законами о статусе Донбасса. Фактически это дипломатический способ затянуть Путина в переговоры, из которых он не сможет вылезти.
Какова была в 2004 году основная ошибка общества?
— Главная проблема — поиск богоизбранных. Со стороны оранжевых имело место какое-то боготворение. Возвращаясь к сепаратизму: Донецк лежал у Ющенко под ногами. Элиты за несколько лет можно было так приручить, что Янукович никогда не победил бы. Но барский, высокомерный приезд Ющенко в Донецк свел все на нет. Тимошенко в этом плане не лучше. Желание иметь богоизбранных — нечто чисто русское. Сегодня уже нет. Сейчас мы загнаны в патовую ситуацию: идет война, и акция протеста против плохих действий власти — это игра в пользу Путина. Мы просто не знаем, как вести себя в ситуации, чтобы не играть на руку врагу. Поэтому сидим перед телевизором и ругаем то Порошенко, то Яценюка, то власть в целом. Это худший вариант, как по мне.
Материал печатного издания Украинской Недели. перевод Русский Монитор