Наш постоянный комментатор, путиновед Владимир Голышев специально для читателей «Русского Монитора»вангует на вчерашнем выступлении президента РФ перед Федеральным Собранием, что ждать россиянам в будущем, а так же остальному миру от Путина и россиян.
Здравствуйте, Владимир. Наверняка слушали сегодня ежегодное послание президента РФ к Федеральному Собранию? Узнали для себя что-то новое, чем готовы поделиться с нашими читателями?
— Новое? Ну, наверное, нервное покашливание. Раньше за ним такое не наблюдалось. Зато на этот раз не было особенно заметно воздействие медикаментов — как на форуме ОНФ сразу после Брисбена или в ходе интервью корреспонденту ТАСС. Кстати, вот это нервное покашливание, возможно, позволит специалистам определить конкретную группу препаратов, на которую подсел Путин по возвращении из Австралии. Что же касается содержания послания, то оно если чем и удивило, то своей однозначностью в международной части и абсолютной бессодержательностью во всём остальном. Путин не оставил ни одного шанса своим многочисленным друзьям в Европе хотя бы заикнуться о снятии санкций. По каждому спорному пункту — жесткое заявление. Абсолютная увереность в своей правоте и прозрачный намёк на несокрушимость его легендарной армии. Для всех, кто желает России ослабления или чего похуже, это отличная новость! Впрочем, Der Spiegel всё-таки умудрился заметить, что Путин не использовал свой любимый неологизм «новороссия» и даже великодушно назвал украинцев украинцами. Больше никакого конструктива в его выступлении даже самые дотошные западные наблюдатели не нашли, а значит, усиление санкций неизбежно. Возможно, еще до Нового года. В основной части послания, в огромной луже воды болтается только один «бумажный кораблик» — Путин пообещал полную амнистию российским ворам, если наворованное они будут хранить дома. Не думаю, что среди воров найдётся много лохов. Путин же, как известно, хозяин своего слова: захотел — дал, захотел — забрал обратно.
Получается, он не сменил риторики, чтобы, не дай Бог, западные лидеры не подумали, что он ослаб или сдает? Или все же теперь для него важнее в этом убедить внутреннего потребителя? Чего по-Вашему он больше боится — усиления санкций или подковерного переворота?
— Санкции он, вообще как угрозу не рассматривает. Они — часть его плана. И переворота он тоже не боится. Дело в том, что за 15 лет своего правления Путин убедительно доказал, что умеет только одно — держаться за штурвал. За 15 лет он зачистил политическое пространство вокруг себя так, что на него даже дождик боится капать. В российских элитах нет ни альтернативных лидеров, ни влиятельных групп, способных на организацию даже не переворота, а хотя бы политического убийства. Все друг друга боятся, никто никому не доверяет. Путин мгновенно реагирует на любой шорох и всегда наносит удар первым, руководствуясь правилом «лучше перебдеть, чем недобдеть». Так что с этой стороны ему ничего не угрожает… Но штурвал-то рано или позно придется из рук выпускать! И от этой мысли у него всё холодеет внутри. Единственный способ оставаться на этом месте пожизненно — «окуклиться» вместе со страной. Ровно это Путин и делает.
Что значит окуклиться? Как это будет выглядеть, по-Вашему мнению? Чем такое окукливание грозит нам — простым гражданам?
— У Салтыкова-Щедрина в «Истории города Глупова» нарисован удивительно точный портрет россиянина. Помните? «Мы люди привышные! Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех сторон подпалить — мы и тогда противного слова не молвим!» Это естественное поведение для граждан России! Когда начнут действовать такие мощные выталкивающие факторы, как голод, холод или выселение из квартиры из-за невыплеченного кредита, они и тогда не пикнут. До последнего будут искать спасительную соломинку — обоснование того, что их страдания не случайны и ненапрасны. Отсюда в путинских речах постоянные упоминания религии, «правды», «справедливости», «сострадания». И образ врага, конечно! «Россия хотела защитить своих братьев от фашистов — наймитов США. Мировое зло за это объявило России войну. Всё для фронта! Всй для победы!» Понятно, что всё это — чушь. И голодные россияне в глубине души знают об этом. Но такое знание требует действия — организованного сопротивления. А они на него не способны. Им проще умереть. Потому путинская ложь всегда будет приниматься за чистую монету. И с этим ничего нельзя поделать.
А как реагировать будут на это окукливание страны Запада и весь мир, по-Вашему? 1/8 часть суши взяла и заморозила себя, забором оградилась. Это же никому не выгодно. Особенно предприимчивому Западу и США?
— Мир прекрасно проживёт без России! Она вообще никому не нужна. И, в первую очередь, собственному населению. Но, увы, окукливается она, поджигая лес по периметру. А потому она представляет колоссальную угрозу. Вспомните КНДР, которая долгие годы находится в топе мировых проблем. А теперь мысленно пересадите Ким Чен Ына в Кремль, а границы КНДР расширьте до границ РФ. Представляете себе масштаб угрозы, с которой столкнулся мир?
Ну так может и не стоит тогда зверя пугать? Зачем Запад провоцирует Путина к еще большей эскалации? Раньше нянчился с ним — он набаловался, стал слишком самоуверенным. Теперь наоборот методом кнута действует. Думаете, поможет? Вы же сами сказали, что Путин санкций не боится, а население выдержит. Так какой смысл?
— Смысл в том, чтобы РФ разделила судьбу СССР. Это возможно. Более того, я убеждён, что это неизбежно. И довольно скоро.
СССР продержался 70 лет с гораздо меньшим изначально запасом прочности. И вообще, кто-то из единороссов вон сказал, что СССР бы до сих пор стоял, если бы у населения были АШАНы. Возможно все рассчитано и теперь, с элементами, удовлетворяющими потребителя, страна прекрасно продержится довольно долго, десятки лет?
— Ну, если «кто-то из единоросов сказал»… В таких случаях в стенограмме обычно появляется ремарка «Смех в зале»… Так вот, запас прочности РФ где-то на порядок меньше, чем у СССР. Значит, и развал РФ потребует на порядок меньше усилий от его противников, и произойдёт он на порядок быстрее. В Мюнхене Путин выступал 7 лет назад. Состыкуйте нынешний график нефтяных цен с той кривой, которая нарисовалась во второй половине 80-х. Учтите, что темпы теперь выше на порядок. Этого достаточно для того, чтобы попытаться вычислить момент крушения с точностью до месяца.
Ой. Но получается, что Вы с Путиным согласны — на нас действительно давно все ополчились (еще с Мюнхена) и лишь ждали подходящего момента? Тогда он прав, нечего перед врагом преклонять колени?
— А я разве говорил, что Путин не прав? Он, безусловно, прав! Он же целенаправленно будил это лихо. И вот оно проснулось. Запад осознал, что совершил в отношении РФ стратегическую ошибку — оставил самый большой обломок СССР нераспиленным. Мол, «всё под контролем», большой кусок лучше справится с главной исторической задачей России — сдерживать Китай. Но прошло четверть века, и вот «большой кусок» уже сам сдает Китаю свои территории и инфраструктуру и целенаправленно разваливает мировой порядок. Так что Западу придётся-таки взяться за пилу. Единственный способ остановить неизбежное — как можно быстрее бухнуться на колени. Тогда на Западе активизируются лентяи, которые считают, что лучше сохранить шаткий статус кво, чем снова наниматься в няньки 1/8 части суши. Но Путин не может выпустить штурвал из рук. И выбора им не оставляет.
Но что тогда, при таких раскладах внутренней и внешней политики, которые обрисовал вчера Путин, будет с ДНР и ЛНР? Остается ли еще угроза вторжения на остальную часть Украины и пробивки коридора на Крым и Приднестровье? И получается, что Крым будет до последнего с гибнущем осколком империи и о его возвращении действительно не стоит думать в ближайшие годы?
— Возможно всё, кроме одного — осмысленных действий, направленных на причинение каким-то людям какого-то реального блага. Никакую империю Путин, конечно, не восстанавливает. Весь набор возвышенной галиматьи — в пользу бедных. Реальная цель у него одна — не расставаться со штурвалом, пока смерть не разлучит их. Россияне напрасно думают, что они какие-то особенные. Они в этой игре такой же расходный материал, как и жители Донбасса или день ото дня крепчающие крымчане. Путин делает ставку на дальнейшую изоляцию и закручивание гаек внутри страны. Он считает, что из 1/8 части суши можно сделать еще одну Кубу или КНДР, или хотя бы Венесуэлу. Пусть ненадолго — лет на 10-20. На его век хватит. А там — трава не расти.
Но хотелось бы все же уточнить. Украинцы сейчас радуются падающей цене на нефть и падающему рублю, считая, совершенно логично, что экономические проблемы внутри РФ заставят Путина отказаться от своих милитаристских планов. Но, судя по тому, что он наговорил вчера, это как раз не так. Понятно, что удержать он ничего не сможет — на гонку вооружений денег у него уже нет, но вот нанести непоправимый ущерб Украине назло Западу — это как раз для него очень хороший вариант, который прибавит в его народе энтузиазма и сил дальше переносить кризис, если следовать тому, как Вы описываете логику Путина?
— Нанести непоправимый ущерб Украине Путин не может. Непоправимого ущерба вообще не существует. Япония после ядерной атаки на Хиросиму и Нагасаки стала мировым лидером в высоких технологиях. Стереть Украину с лица земли невозможно, а любой удар по ней наносит ущерб, в первую очередь, бьющему. Украина для Путина — лишь повод для изоляции и мобилизации. Россия для Украины — наоборот, повод для реформ и ускоренной интеграции в Европу. Каждому своё. Но если для Путина война — инструмент, то для Украины она — трагедия. И созидательный побочный эффект, конечно, не делает для Украины эту войну желанной. Но окончится эта война только тогода, когда РФ не станет. Довести до этого Россию собственными силами Украина не может. Ее задача в этой войне — выстоять. Условия для ликвидации России создают США и ЕС. А графики валютного и нефтяного рынка — это, своего рода кардиограмма. Пока кривые на них внушают оптимизм — больной безнадёжен.
И все же мне не очень понятно, к чему было Путину ломать старый уклад, если его задача только — удержаться у власти? Ведь все было так хорошо и так же бы и оставалось, если бы не аннексия Крыма и военная поддержка ЛНР и ДНР. Ведь без этого как раз Путин бы спокойно удерживался бы за штурвал хоть 20 лет еще, как его соседи — Назарбаев и Лукашенко. Зачем он сам разворошил этот «осиный улей»?
— Ничего хорошего не было. Цикл дорогих углеводородов подходил к концу. Страна зажралась и разболталась. В мирных условиях неизбежные экономические проблемы и снижение уровня жизни стали бы для Путина угрозой. А теперь всё хорошо. Можно сидеть хоть 20 лет. А население может в лесу орехи собирать и грибы. Помните, Хакамада советовала в начале 90-х? А чем нынешние россияне лучше тогдашних? По-моему, даже хуже.
Тогдашние россияне помнили голодные годы начала 80-х и умели сами добывать себе пропитание, что в итоге и доказали в 90-е. А нынешние, особенно молодые, разбалованы эрой безудержного потребления в нулевых и совсем не знают ни очередей, ни огородов, элементарной банки огурцов на зиму не закрутят. И однако среди этой части сытых путинят энтузиазм даже больше, чем среди пенсионеров и 40-50-летних. Сейчас даже больше они стали поддерживающим Путина электоратом и с энтузиазмом говорят, что готовы на все ради империи, которой они и не видели. Средний класс получил наконец идею вместо безудержной тупой жратвы и тусовок. А вы их за это еще упрекаете?
— Я никого не упрекаю. Особенно Путина! Мне очень нравится всё, что он делает. Проект, который принёс столько горя людям, вот-вот уйдёт в прошлое. Территории и население начнут самоопределяться. Наступили те самые «минуты роковые», которые по словам Тютчева таят в себе блаженство. У меня прадед был активным участником таких же роковых минут сто лет назад. И мне посчастливилось. Ну разве Путин не молодец?
Спасибо Владимир, теперь осталось подождать, когда сбудется. Сколько времени, правда, придется ждать, так и непонятно.
Беседу с Владимиром Голышевым специально для «Русского Монитора» провела Кортунова Ольга.
Обсуждение закрыто.