Столкнувшись с оттоком капитала и падением цен на нефть, а также недостатком доступа к зарубежным рынкам и собственными демографическими проблемами, Россия вряд ли быстро выйдет из кризиса.
В Кремле надеются выдержать нынешний кризис так, как пережили 2008-2009 годы, когда ВВП потерял 7,5%. Об этом пишет The Economist.
«Тогда правительство смогло простимулировать спрос, увеличив бюджетные расходы и поспособствовав предприятиям-должникам. Сейчас такого варианта нет. Золотовалютные резервы России меньше, чем четыре года назад, и в лучшем случае их хватит на полтора года. Еще хуже то, что правящий кабинет потерял доверие граждан. Увеличение процентных ставок до 17% в декабре имело целью защитить рубль, но это не сработало. Россияне разуверились в национальной валюте и начинают забирать депозиты, как говорит старший экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова », — напоминает издание.
«Рубль упал бы еще ниже, если бы Кремль не приказал экспортерам продавать валютную выручку, а крупным компаниям — не скупать валюту. Однако ликвидность, которую центробанк выделяет российским банкам, просачивается на валютный рынок, что создает еще больше давления на рубль. Любая инъекция ликвидности, таким образом, вместо стимулировать внутренний спрос может просто увеличить отток капитала. Единственный способ поддержать рубль — это ограничить предоставление ликвидных активов банкам; но это, в свою очередь, создаст давление на них. Германа Греф, глава «Сбербанка», крупнейшей государственной финучреждения России, якобы предупредил, что валютный кризис может перерасти в масштабную банковскую », — пишет The Economist.
Издание считает, что столкнувшись с оттоком капитала и падением цен на нефть, а также недостатком доступа к зарубежным рынкам и собственными демографическими проблемами, Россия вряд ли быстро выйдет из кризиса.
«Ее надежды на то, что девальвация рубля ускорит импортозамещения (как после дефолта 1998 года) и таким образом вызовет экономический рост, нереалистичны. Тогда РФ проводила замену основных товаров, которые можно было производить на резервном советском оборудовании. Сегодняшний импорт нельзя быстро заменить местными аналогами. Для этого нужны инвестиции, а желающих рисковать мало », — заключает The Economist.