Сегодня в Швейцарии скончался один из самых удивительных художников нынешнего времени. И, несомненно, самых успешных.
Имя Ганса Рудольфа Гигера известно, в основном, людям, интересующимся современным искусством. Зато главное его детище, принесшее художнику «Оскара», известно всем и каждому. Оно давно уже стало не просто чудовищем из фильма той эпохи, когда компьютерных спецэффектов не было и в помине, а актеры еще старались играть. Чужой стал частью фольклора.
«Швейцарец действительно всю жизнь рисовал, ваял, конструировал ад – но он был Босхом коммерчески мыслящего 20-го века, современником не инквизиции, а поп-арта. Его клиенты – представители самых массовых видов искусств», — говорит писатель Алексей Евдокимов в журнале GQ.
Казалось бы, ничто не предвещало, что житель спокойнейшей страны мира, сын аптекаря — человека самой мирной профессии, — станет Босхом электронного века. Но в начале 60-х его рисунки стали публиковаться в журналах, а сам Гигер отказался от семейной стези — стал изучать архитектуру и индустриальный дизайн.
Тогда-то и появились первые «ужастики», которые впоследствии принесли ему славу. Правда, Гигер иллюстрировал не космическую фантастику, а мрачный мистический мир Говрада Лавкрафта. Это неслучайно: Лавкрафт тоже создал детище, которое начало вполне самостоятельную жизнь — загадочную Книгу Мертвых, «Некрономикон». Якобы очень древнюю, написанную в незапамятные времена безумным арабом аль-Хазредом.
Первый альбом Гигера был посвящен сюжетам «Некрономикона».
А затем началась работа в кино. Тогда-то и возник жутковатый образ Чужого.
Фильм об Опасности, таящейся в глубоком космосе, имел бешеный успех. Последовали продолжения. Гигер продолжал работу, рисовал обложки для рок-групп, создавал свой мрачный мир. Но именно Чужой полюбился публике.
И уверенно шагал по планете. Появляясь то на почтовых марках…
…и на карикатурах.
Нам поведали, что в Космосе нас вполне может не встретить Принцесса Лея из «Звездных войн». Что мы можем столкнуться с чем-то другим. И, пожалуй, за это надо поблагодарить Ганса Рудольфа Гигера.
«Одним из главных талантов Гигера было умение эстетизировать кошмар, обуютить ад, одомашнить нечисть. Недаром его произведения при всей своей мрачности так приятны для глаз, так удачно вписываются в блокбастер и в интерьер, так эффектно смотрятся на байкерском плече», — пишет Алексей Евдокимов в GQ.
При подготовке использованы материалы сайтов caricatura.ru и группы WTF? ВКонтакте.