Что может ожидать шахтеров в случае присоединения Донбасса к РФ? Закрытие шахт и массовая безработица, уверен лидер шахтерского профсоюза.
Как рассказал «Сегодня» председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, тема присоединения Донбасса к России, которая активно продвигается ополченцами, совершенно не учитывает реалий украинского углепрома. «Уголь наш высокосерный и не отвечает мировым стандартам. Он потребляется внутри страны. В то же время Россия поставляет на территорию Украины около 12 миллионов тонн угля в год. Если рынок будет открыт, они просто задавят нас более качественным углем, — пояснил Волынец. — Кроме того, российский уголь более дешевый, потому что он добывается открытым способом. Затраты на добычу одной тонны угля в России составляют 240—350 гривен, у нас — 1600—1700. При этом реализуется украинский уголь по цене от 500 до 1200 гривен в зависимости от марки».
По словам профсоюзного лидера, держать государственные шахты Донбасса на плаву позволяют дотации из бюджета. «Россия же еще в 2005 году прекратила выделять из бюджета средства на поддержку собственной угольной промышленности. По этой причине в российской части Донбасса — Ростовской области уже закрыто более сотни шахт. Люди, которые остались там без работы, просто спились. Кто мог, выехал работать в Кузбасс или Воркуту, создав тем самым проблемы местным горнякам. Мы выходили на шахтеров Кузбасса, и они сказали, что наших горняков у себя не ждут», — подчеркнул Волынец.
Также Михаил Волынец добавил, что если сценарий реформирования углепрома по российскому образцу будут лоббировать и дальше, горняки не останутся в стороне. «Шахтеры поднимутся через месяц-два, когда перестанут получать зарплату. Это народ, который ничего не боится. Сегодня их обманули и настроили против центральной власти, но завтра люди разберутся. Самая большая ценность для горняка — это семья, а семью чем-то нужно кормить», — резюмировал профсоюзный лидер.
С лидером профсоюза горняков согласны и экономисты.
Как рассказал «Сегодня» донецкий экономист Юрий Макогон, не только углепром, но и вся промышленность Донбасса рискует стать «серой» экономической зоной.
«Я нигде не слышал, чтобы Россия хотела присоединить к себе Донбасс, у них таких «донбассов» у себя хватает, например, в Кемерово или Воркуте, — отметил эксперт. — А если после некоторых политических маневров мы станем непризнанной республикой, то вообще лишимся возможности свободно выходить на внешние рынки. А ведь на экспорте в регионе построено 70% всего производства».
Ранее, еще до проведения референдума в ДНР, схожие прогнозы озвучил и губернатор Донецкой области Сергей Тарута.
«Донбасс ждет катастрофа в течение двух-трех недель в случае реального отделения самопровозглашенной Донецкой народной республики от Украины», – такое мнение высказал он 8 мая на пресс-конференции для иностранных журналистов в Донецке, сообщает Trust.ua.
«Ни одно предприятие Донбасса не сможет работать в рамках изолированной территории и непризнанной никакими странами», – добавил Тарута.
«Поэтому когда они (сторонники ДНР – ред.) два месяца не получат зарплату, они скажут: «Нет-нет, мы хотим обратно в Украину». У нас другой перспективы не существует, мы можем строить свое счастливое будущее только в Украине», – уверен губернатор.
P.S. «Уже сейчас есть случаи, когда шахтеров не пускают на работу», — заявил на брифинге 14 мая лидер профсоюза горняков Волынец, сообщает «ОстроВ». «Сейчас сепаратисты что делают: они пытаются не пускать автобусы, смену на шахты. Недавно были на шахте Калинина, это в Донецке, заставили директора написать заявление на расчет. На той же шахте Калинина… вчера приехали (сепаратисты — «ОстроВ») и хотели остановить работу. Но там работники сказали, что им надо семьи кормить», — сообщил он.