8-го уже в Москве. Ну про Черногорию все понятно. Расскажу, похвастаюсь. А что такого особенного дала эта разлука в три с половиной месяца, в понимании России. Из Европы выглядит все немного по другому. Но не лучше и не хуже. Здесь очень много кейсов помогающих понять процессы в России. Франко, Югославия, Иран. Другая оптика.
Что здесь не понимают? Здесь малопонятен этот постимперский синдром. В Европе тоже есть сторонники «великой Франции» «великой Германии» «великой Сербии» «великой Албании» — но это чудаки и клоуны. И у всех ощущение что в России власть захватили маргиналы. Тем, кто живет в России понятно, что все гораздо сложнее. Все таки 70 лет СССР, такого параллельного развития, сформировали отличающуюся от реальности картину мира. И просто убрав Путина этого не изжить. Нужна программа просвещения. Нужны исторические «процессы».
Что, как мне кажется, не понимают в Москве? Мне вот Маргарита Пушкина говорит – из Москвы виднее. Я не уверен. Путин, вкупе с его ярыми сторонниками выглядит как ИГАЛ-лайт однозначно. Они записывают на видео свои преступления желая показать что против всего мира. Путин признается в своих преступлениях в фильме и гордится этим. Он уже отрезал все, абсолютно все, возможности уладить отношения с миром. В России этого не понимают. Иначе не был бы таким массовым коллаборационизм.
Еще отсюда видно, что ничего нельзя ускорить. То есть мы не можем повлиять на время. Если он будет паинькой, то все закончится как в Испании после Франко. Если (что скорее всего) будет неадекватом как сейчас, как в Югославии. Но в обоих случаях это длительные процессы. Впрочем, положительный момент тоже есть, Смотришь, как после 10 лет санкций оживает Черногория и понимаешь, что ничто не потеряно. И современная цивилизация так устроена что никакое отставание не является фатальным.
Ну и про наши дела. Очень надеюсь что митинг в Новосибирске сегодня будет массовым. Солидарность единственное что осталось.
Увольнение директора театра под давлением толпы мракобесов, которые обычно в театр не ходят – выглядит здесь как отказ от демократического вектора вообще и сигнал темным силам, что они теперь власть в стране. То есть это не против отдельного театра жест, а против искусства в целом. И если меня увольняло начальство как человека преступившего негласное правило, то директора Новосибирского театра уволили как назидание, как способ установки новых правил. И если и здесь солидарность людей искусства не будет всеобщей, то значит эти новые правила всеми приняты.
К сожалению, неизбежно, сейчас время когда приличные люди будут портить себе репутации и биографии конформизмом. Это конечно же личное дело каждого. И куча обстоятельств типа «надо кормить семью» или «надо сохранить уникальный коллектив». Здесь никого ни к чему призывать нельзя. Просто с горечью констатирую. А настоящее искусство уйдет из музеев вначале в частные галереи а потом в андеграунд. Берлин, Прага, Рига, Черногория – станут такими (в культурном смысле) свободными зонами, которые не могут полноценно собой заменить художественный процесс, но могут помочь сохранить людей для завтрашнего дня. Который неизбежно наступит.
оригинал — https://www.facebook.com/marat.guelman.9/posts/978746575470077
автор — Марат Гельман