Мир не такой, какой он есть.
Он такой, каким мы его видим.
Или наоборот…
Вечером 29 августа деревянный мостик через Шипсхедбей заполонили китайцы с мощными камерами-пушками. Им немного не повезло – суперлуна восходила, угрожающе прячась в облаках, и хороший кадр приходилось выжидать. Но в целом зрелище выглядело весьма эффектно и даже драматично: величественная кроваво-красная царица ночи, пробивающаяся через орды черных драконов туч, атакующих ее и норовящих проглотить, багровая лунная дорожка дрожит на волнах, рыба бесится и выпрыгивает из воды, немного тревожно на душе и того и гляди, ведьмы промчатся над головой!
Но вот какая беда – суперлуние это всего лишь иллюзия! Оно лишь у нас в головах. Стоит навести на Селену объектив и на экране камеры высвечивается обычная, ничем не примечательная луна. Ну, чуть более яркая и крупная, чем обычно. Гляньте хотя бы на мой снимок – луна как луна, не так ли? А ведь когда я смотрел на нее, плывущую над особняками Манхэттен Бич, не через объектив, а невооруженным глазом, то видел громадной. Иными словами, реальный мир несколько отличается от того, который мы видим воочию. Почему?
Потому что человек видит не глазами, они лишь объективы, приемники света, передатчики данных, а мозгом. А уже тот, обрабатывая полученную визуальную информацию, рисует нам картину мира, причем так, чтобы она была полной и непротиворечивой, для чего увязывает перспективу и расстояния, домысливает недостающие детали. Ибо это жизненно важно – для выживания.
Мозг принимает сигналы через оптический нерв, но они не образуют картинку, как в телевизоре. В глазу есть слепое пятно там, где оптический нерв крепится к сетчатке, а единственная часть вашего поля зрения с хорошим разрешением – это узкая площадь в 1 градус зрительного угла вокруг центра сетчатки, шириной в большой палец вытянутой вперед руки. То есть, исходный сигнал является низкокачественной картинкой с дыркой в ней.
К счастью, мозг способен обрабатывать сигнал, сочетая информацию от обоих глаз, заполняя слепые промежутки (исходя из того, что свойства соседних участков похожи), и собирая картинку воедино (интерполируя). Более того, считывая двухмерный поток данных с сетчатки, он создает ощущение трехмерного пространства. Другими словами, мозг создает модель видимого мира. Ежесекундно практикуя искусство невозможного…
Но бывают случаи, когда перспектива его подводит, он неверно оценивает соотношение размеров объектов и заставляет нас видеть то, чего на самом деле нет, а то, что есть, видеть не так. Так и возникают оптические иллюзии наподобие огромной, золотистой вечерней луны, парящей низко над горизонтом, которую так любят показывать в фильмах, мультфильмах и на романтических фотографиях. Затем, когда она поднимется выше в ночное небо и начинает сверкать серебром, мы ясно видим, что ее размеры существенно уменьшились и не хотим верить, что это не так, что какой Луна была, такою и осталась, ну разве что процента на четыре уменьшилась за счет рефракции. Настолько мы привыкли доверять своим глазам. Напрасно. Луна еще что, а то вот и призраков порой видят, и НЛО и Деву Марию…
Хорошо, скажете вы, с луной почти все ясно, но при чем тут супербомба? Гм. Раз уж речь зашла о Луне, то возведем очи горе и вспомним прошлое, но в несколько неожиданном ракурсе. Как известно, первой в Луну попала советская станция «Луна-2» еще в 1959 году. Главное было именно попасть, как в мишень. Но почему эта первая «Луна» носила индекс «2»? Увы, несмотря на запуск нескольких спутников, королевская Р-7 была еще сырой машиной, и Луна давалась нелегко. С Байконура запускали ракету за ракетой, на ходу внося исправления после неудач – стиль был у Королева такой, артиллерийский, не тратить же время на строительство дорогостоящих наземных стендов, как это делал Вернер фон Браун как в Германии, так и в Америке. Четыре лунных ракеты взорвались над головой, еще одна промахнулась – ее бодро объявили «Луной-1», первым рукотворным спутником Солнца, – и в Луну попали только с шестого раза.
Но как это доказать? Фиксация попадания неожиданно стала проблемой. Тут надо вспомнить следующее. Когда оказалось, что космическое лидерство приносит ощутимые идеологические и политические дивиденды, Королев с Хрущевым развернули лихорадочную космическую гонку, погоню за сиюминутным успехом любой ценой. И как всякая лихорадка, она дала осложнения. В сущности, ни у Королева, ни у лидеров СССР не было продуманной долгосрочной космической программы, главным было хоть в чем-то опередить американцев. Первый спутник, первое попадание в Луну, первый выход в космос – и т.д., и т.п. Поэтому все делалось на скорую руку, ценой надежности и перспектив. И когда к середине 60-х годов задел исчерпался, американцы ушли вперед, а советская программа остановилась на несколько лет, до начала 70-х. Королев умер удивительно «вовремя», ему не довелось увидеть своего поражения, хотя все он уже знал и понимал…
Как же убедить Запад в том, что СССР действительно достиг Луны? Ведь все держалось в строжайшем секрете, не предоставлять же теперь записи телеметрии для доказательства? И в ОКБ-1 зачастили гости из «Арзамаса-16», настойчиво предлагая Сергею Павловичу свои «изделия». Между прочим, атомщики в советской военной табели о рангах занимали в те времена более высокое положение, чем ракетчики, и отказаться от их предложений было затруднительно.
Что же они предлагали? Разумеется, взорвать на Луне хар-рошую бомбу! К счастью, вскоре выяснилось, что «семерка» не могла нести заряд такой мощности, чтобы вспышка была видна с Земли, и атомщики потеряли интерес к затее. Бедная Селена, покровительница влюбленных! Ведь, согласно некоторым гипотезам, сама жизнь на Земле зародилась благодаря вызываемым ею приливам. Кроме того, она стабилизирует наклон земной оси, делая климат приемлемым для жизни, и принимает на себя часть метеоритных ударов, служит щитом материнской планете. Но до нее еще надо долететь, а что, если бы ракета взорвалась на старте, как это не раз происходило, но с ядерной бомбой?!
В итоге обошлись без атомных даров селенитам – британская обсерватория Джодрелл Бэнк вела наблюдение за советскими и американскими ракетами и подтвердила факт прилунения советского зонда.
Что касается супербомбы, то аккурат к суперлунию в московский Манеж привезли подарочек – макет «Кузькиной матери». Ей богу, этот стабилизатор Путин не умнее волюнтариста Хрущева! Запад он пугает, бл… Кстати, теперь вы понимаете, зачем православный опричник Цорионов громил в Манеже скульптуры Сидура? Он место для бомбы освобождал.
Если помните, в октябре 1961 г. в честь XXII съезда КПСС над Новой Землей взорвали чудовищную бомбу в 58 мегатонн! Вот это подарок, так подарок! Поистине царский, так и называли эту бомбу судного дня американцы – Царь-бомба, по аналогии с Царь-пушкой и Царь-колоколом. Но те хотя бы никогда не стреляли и не звонили, а эта рванула исправно.
Что тут скажешь? Это какое же извращенное сознание надо иметь, чтобы в честь чего бы то ни было производить такие взрывы?! С Луной, по большому счету, ничего бы не случилось, взорвись там атомная бомба – что ей жалкие земные мегатонны по сравнению с бесчисленными тератоннами метеоритов, избивших всю ее поверхность кратерами? И совсем иное дело Земля, ведь тогда даже не было полной уверенности, что такой взрыв не вызовет цепную реакцию в атмосфере и не сотворит из уютной голубой планеты огромную безжизненную Луну!
Автор текста и фото Юрий Кирпичев