Кто сказал, что мы – не авантюристы? Когда-то в России было 2300 банков (1995), а сегодня – их меньше 780. В 3 раза меньше. Как корова языком слизнула. Когда-то было больше 5000 брокеров – дилеров (инвесткомпаний) (апрель 1995 г.). А сегодня живых – несколько сот.
Больше 600 чековых инвестиционных фондов (1998 г.) – они испарились. Мисюсь, где ты?
Были когда-то 270 негосударственных пенсионных фондов (2005 г.), а нынче их по списку – 120. Стая поредела.
Жили на просторах России больше 2300 страховых компаний (1998 г.). Нынче их меньше 400. Великий мор.
На начало 2014 г. – 4583 микрофинансовых организаций. Росли, как грибы. Пари – сколько их останется? В начале 2015 г. их оставалось уже 4184. На 300 меньше. В августе в Госдуме предложили запретить их деятельность. Они, кстати, наши деньги привлекают под проценты, не мытьем, так катаньем.
Кто сказал, что мы – не авантюристы? Что мы смирно доживаем свой век в тихих поселениях. Чтобы выдержать такую разнузданность и такие риски во время первоначального накопления капитала – и не сломаться – нужно быть самым буйным и рискованным народом в мире, который плюнет, потеряет и поскачет дальше. Чтобы жить и терпеть во времена, когда через четверть века после начала рыночной экономики 8 – 10% финансовых институтов ежегодно исчезает с рынка – с потерями для их клиентов – нужно быть самым отвязным, самым легкомысленным собранием людей, которому – море по колено.
Великое молчание вкладчиков, застрахованных, пенсионеров, владельцев паев инвестиционных фондов, портфелей ценных бумаг и прочих странных людей, называемых по-римски клиентами, царит над просторами российской земли. Светит луна. И только академики пытаются познать тайны загадочной, российской финансовой души, чтобы понять, что же это за система такая, где большие деньги рождаются и исчезают бесследно с легкостью бесповоротной.
P.S. Автору понятно, что а) после всплеска создания банков и т.п. должно следовать уничтожение их большей части, б) идет концентрация финансового капитала, в) происходит огосударствление, г) что вкладчики надеются на страхование мелких депозитов.
Автор пишет не об этом. Автор пишет о том, на каком минном финансовом поле мы жили и будем жить. О нас, о великом нашем азарте, риске и умении приспосабливаться к обстоятельствам, теряя все. О том, что, пройдя денежные реформы, отпуск цен, инфляцию длиной в четверть века, несколько девальваций рубля, парочку финансовых кризисов, мы по-прежнему бодро шагаем с финансовыми продуктами наперевес. Это песня о нашем удивительном историческом оптимизме.
Источники: Статистика ФСФР/ ФКЦБ/ Банка России, книги автора (1995, 2002, 2011 гг.), И.В.Ломакин-Румянцев. Страховой рынок России (2002)
оригинал — https://www.facebook.com/yakov.mirkin/posts/1684415908462856
автор — Яков Миркин