В 1927 году товарища Сталина отправляют на заслуженный отдых в Горки. У власти остаются старые большевики, готовые продолжить НЭП. Вместе коллективизации и ускоренной индустриализации за счет деревни СССР открывает свой рынок для международного капитала — в первую очередь немецкого. В СССР приходят инвестиции и технологии, он становится одновременно крупнейшим в мире рынком рабочей силы, экспортером сельcкохозяйственной продукции, огромным развивающимся потребительским рынком. За счет торговли с Советским Союзом Веймарская республика относительно безболезненно переживает Великую Депрессию. Гитлер никогда не приходит к власти, Вторая мировая война остается уделом писателей-фантастов. К 50-м годам реформированный СССР становится аналогом Китая конца 20 века, всемирной фабрикой.
При всей нелепости и механистичности такой «альтернативной истории», я думаю, что русская революция могла быть совсем другой — вместо термидора или, по другим оценкам, настоящего радикализма при Сталине могла, видимо, наступить эпоха Дэн Сяопина. Трудно сказать, кто мог претендовать на эту роль. Но в этом случае революция 1917 года стал бы тем, чем она обещала стать: явлением, превратившим аграрную сословную империю в современное республиканское общество, давшее крестьянам землю и грамоту, а женщинам избирательные права. Эту социальную энергию можно было пустить на экономический рост даже при сохранении политической диктатуры партии коммунистов.
Что-то пошло не так, и мы теперь до сих пор живем в стране им. Сталина. Я думаю, это случилось не в 1917 году, китайский опыт показывает, что после Мао могут прийти другие.
оригинал — https://www.facebook.com/kmartynov/posts/1094081607292273
автор — Кирилл Мартынов