На общей фотографии участников саммита G-20 Путина поставили где-то сбоку

Политолог и постоянный эксперт «Русского Монитора», прокомментировал итоги саммита «Двадцатки» в Турции, в аспекте политических перспектив существующего в РФ режима.

Вердикт эксперта:  никакого улучшения отношений между Западом и Россией Путина не произошло; Украину не сдадут; усиления закручивания гаек в РФ не будет

На общей фотографии участников саммита G-20 Путина поставили где-то сбоку
На общей фотографии участников саммита G-20 Путина поставили где-то сбоку

Владимир, как вы оцениваете результаты   саммита G20 в Турции?

— В сентябре в Нью-Йорке Обама нашел способ использовать и Путина в «сирийском сюжете».

Это совсем не то, что грезилось российскому президенту, но возвращаться домой  с пустыми руками он не мог — пришлось соглашаться. В результате Россия сегодня в Сирии выполняет две основные задачи: 1) ограничивает влияние на Дамаск Ирана и Хезболлы; 2) играет роль прокладки между Западной коалицией и Асадом. Что же касается собственного военного присутствия РФ, то оно там ничтожно, и решает скорее пиаровские, чем стратегические задачи.

И за эту, в общем-то, незавидную роль, Путину пришлось дать обязательства неукоснительного соблюдать минские договорённости.

Потом были две крайне подозрительные диверсии — в небе над Синайским полуостровом и в Париже, которые российская сторона использовала для того, чтобы явочным порядком вписать себя в коалицию.

В то же время, на Донбассе началась планомерная эскалация напряженности. Добавьте к этому прозрачные намёки на то, что страны коалиции обречены на целую серию кровавых терактов, если не примут в свои ряды Россию. (Угроза очень серьёзная, если учесть северокавказское происхождение верхушки ИГИЛ и очевидный проИГИЛовский характер российского бомбометания.)   Плюс масштабная кампания в западных СМИ, в ходе которой Россия была представлена, как незаменимый союзник коалиции. Плюс Берлускони и Саркози. И резкий «гуманитарный разворот» в Москве — презренные «гейропейцы», вдруг стали, чуть ли не родными братьями. И даже у Барака Обамы обнаружились какие-то человеческие черты… Однако, несмотря на все эти недюжинные усилия — новая сделка, заключать которую Путин прилетел в Турцию, и которая включала в себя официальное признание его полноценным «белым человеком», не состоялась.   Что же касается Донбасса, то возвращение на «минские рельсы» предполагалось увязать со снятием санкций… Сейчас уже можно констатировать, что и здесь путинский план провалился полностью. На 100%.

А как тогда расценивать сообщение Госдепартамента о том, что Путин и Обама сошлись на том, что «Сирии необходима смена власти» означает ли это «слив» лучшего сирийского друга Путина?

— Путину напомнили о том, зачем его впустили в «сирийский огород», и велели продолжать окучивать Асада. Только и всего. Не могу представить: как еще можно понять эту совершенно недвусмысленную формулировку.

Вообще насколько судьбоносными можно считать серию терактов, которые произошли в Париже вечером в пятницу? Вот Папа Римский уже заявил о начале Третьей мировой войны..

— Для Европы они, конечно, не останутся без последствий, но последствия эти будут совсем не такими как ждут в Москве. Скажем, ставка на резкий рост популярности Марин Ле Пен и Николя Саркози, наверняка, не сыграет. Возможен только краткосрочный всплеск. На самом деле, это уникальный шанс для левых и, в частности,  для Олланда, который демонстрирует неожиданную собранность и жесткость. Активизация французской армии в Сирии также будет в его пользу. И не надо недооценивать французских мусульман, которые сейчас поставлены под удар. Думаю, они сейчас станут очень стараться показать себя патриотами своей страны. Вообще, доминирующий тренд сегодня во Франции консолидация нации, а не размежевание. В этом контексте Саркози и Ле Пен выглядят, как реликты — «гости из прошлого». Даже если на первый испуг многие французы отреагировали по старинке, будущего у политиков-ксенофобов нет.

Возвращаясь к ситуации в Украине: как можно объяснить обострение ситуации на востоке этой страны, когда украинская власть уже говорит о фактическом срыве Минска

— Очень просто: Предполагалось, что такое подвешенное состояние,  когда Минск де-факто сорван, а де-юре еще нет – может стать дополнительным козырем на переговорах.

Кремль больше полутора лет использует только два «дипломатических» инструмента: блеф и шантаж.

Они давно уже не работают, но ничего другого Путин делать не умеет. В итоге, руководство ЕС и премьер-министр Австралии в совместном заявлении не только потребовали соблюдения минских договорённостей, но и отдельно высказались по Крыму и Севастополю.

Раньше эту тему выносили за скобки, чтобы она не мешала искать мирное решение по Донбассу. И Обама сказал Путину то же самое. Теперь шантажист поставлен перед необходимостью приводить свою угрозу в исполнение или насмешить мир очередным «сливом». Второе, конечно, предпочтительнее. Потому что за время передышки украинская армия не только успела лучше подготовиться, но и получить первое американское оружие. А у атакующей стороны, наоборот, разброд и шатания. Обострение там будет явно не в ее пользу.

Впрочем, судя по тому, что Путин вдруг резко согласился с реструктуризацией украинского долга, войны не будет. Причём, схема этой реструктуризации впечатляет: в этом году выплат не будет, вообще, а дальше — по миллиарду в год. Пожелания МВФ были гораздо скромнее. По-моему, очевидно, что этот «атракцион неслыханной щедрости» — не от хорошей жизни. Похоже, это часть компенсации за попытку шантажа. Чтобы в следующий раз неповадно было.

Возможны ли теракты в России?

— Полагаю, что нет.

Хотелось бы, надеяться. Между тем, сейчас в России   складывается истерическая ситуация напоминающая ту, которая была в 2000 году после взрывов домов в Москве

— Это сугубо медийный феномен. К реальности он никакого отношения не имеет.

По-вашему Путин сегодня не заинтересован в терактах в Москве?

— Заинтересован. Но их не будет. Потому что Путин не всесилен.

Вы имеете  в виду, что  в гипотетической ситуации, когда некто на самом верху, отдаст  преступный приказ, например, взорвать метро —  его не выполнят?

— Антитеррор – сегодня это функция ФСБ. Есть дурная привычка ассоциировать эту теперь уже скромную организацию с КГБ СССР или с НКВД. Между тем, политический сыск, контрразведка и работа с инакомыслящими (самые отвратительные функции чекистов прошлого) давно отданы Центру «Э» МВД РФ и Следственному комитету.

Безопасностью руководства государства занимается ФСО. А есть еще СВР, ССО, бесчисленные ОМОНы и внутренние войска («каратели»). В итоге, для ФСБ ликвидация террористической угрозы — единственная функция. Они занимаются фактически только этим. Кроме того, у них нет никаких иллюзий в отношении Путина (они знают о нём всё). А жить и работать они собираются и после его неизбежного ухода…

А теперь поставьте себя на их место. Вы бы стали в таких условиях содействовать (или хотя бы не мешать) убийству мирных граждан, зная, что завтра из вас могут сделать «стрелочника»?

Именно этой спецслужбе придётся отвечать за все разбитые Путиным горшки. Ведь антитеррор — это их зона ответственности. Это корпорация, имеющая свои интересы. Есть же свои интересы у железнодорожников или дальнобойщиков. Чекисты — не исключение. И с этим ничего нельзя поделать. Нельзя заставить их действовать себе во вред. Разогнать и набрать новых — тоже невозможно.

А как на счет закручивания гаек и усиления борьбы с пятой колонной, ведь судя по комментариям в либеральных пабликах, у некоторой части нашего общества наблюдаются совершенно панические настроения  и по этой части тоже. Насколько они оправданы?

— Ну, пока «ни один кролик не пострадал», кроме Бориса Немцова. Но тут мы можем только догадываться о подлинных мотивах этого убийства. А чисто риторические атаки на носителей белых ленточек —  не тянут на полноценные репрессии.

Впрочем, в условиях, когда Кремль из штанов выпрыгивает, чтобы понравиться Обаме, либеральная публика, наоборот — в тренде. Скажем, недавнее море цветов у французского посольства — очень полезная для Кремля вещь.

И, наоборот, у наиболее одиозных идеологов «Русского Мира»  сейчас серьёзные проблемы: на Просвирина заводят уголовное дело, Стрелкова (Гиркина) откровенно мочат в СМИ.

Придется ли как то скорректировать прогнозы относительно политической судьбы Путина и сроков его ухода в связи с событиями в Париже?

— Думаю, шанс на относительно безболезненный уход был отдан в обмен на «дембельский аккорд» в Сирии. Теперь уходить он будет жестко. А срок его эксплуатации после каждой попытки шантажа будет резко сокращаться. Не следует забывать и о внутренних факторах «Трансаэро» и дальнобойщики — это только цветочки. Причем, судя по поведению полиции на местах в первый день акции дальнобойщиков, силового ресурса у Путина нет. Страна продолжает жить по инерции. Но ее иммунная система давно отказала.

Убить ее может любой сквозняк.

Беседовала Екатерина Маслова

От РМ

Обсуждение закрыто.