Раз уж у меня сегодня день геополитических выступлений (см —http://www.vedomosti.ru/…/col…/2015/11/18/617276-krizis-mira) закончу его развернутой проповедью про Сирию.

По сути, основная проблема с ИГ сейчас — это отсутствие желающих провести сухопутную операцию против него. Об этом говорится уже впрямую, это вовсе не мое открытие.
В разное время существовали разные идеи на этот счет.
США и заливные монархии делали ставку на сирийскую оппозицию, но она оказалась неспособной победить и Асада и ИГИЛ, и вообще сейчас не очень понятно, что от нее осталось. Курды, конечно, боеспособны — но против них Турция, а сами они вполне разумно отказываются воевать на землях, населенных арабами.
Российское руководство, очевидно, делало ставку на Асада, но и его вояки оказались не особо успешными.
Иран, судя по всему, уже воюет там, но по ряду причин никому не хочется, чтоб лавры победы над суннитскими фундаменталистами достались шиитским фундаменталистам. Кроме того, боеспособность иранских войск — то же дискуссионный вопрос, достаточно вспомнить Ирано-иракскую войну.
Таким образом, миру нужна армия, готовая руками и ногами осуществить зачистку территории, потеряв несколько десятков тысяч солдат.
Турция в этой ситуации была бы идеальным вариантом — и армия большая, и член НАТО, и, простите мой цинизм, турок не очень жалко (во всяком случае, Европе, США и арабским монархиям).
Но турки, как уже говорилось, против курдов. А главное — они не такие дураки, чтоб положить несколько десятков тысяч солдатиков ради «восстановления конституционного порядка» в соседней стране.
Активное включение Франции — это хороший знак, потому что у них есть хотя бы Иностранный легион, вполне боеспособный. Но он недостаточно велик и может быть лишь ударной силой на каком-то участке фронта. Но не факт, что Франция согласится пожертвовать легионом — потому что если его выбьют, это будет слишком большая потеря.
У ИГИЛ войск тысяч 60-70, то есть против них надо собрать несколько десятков тысяч солдатиков.
И вот тут мы подходим к самому циничному моменту. Россия оказывается тем самым полезным идиотом, которым вполне можно пожертвовать ради большой мировой стратегии. Между прочим, так уже было не раз: вынесенный в заголовок переход Суворова через Альпы — как раз пример одного из таких жертвований. Русская армия много раз с большими потерями участвовала в авантюрах, которые в итоге ничего не приносили ни стране, ни народу.
Слабое звено — первое лицо, и тогда и сейчас. В 18-19 веках российские императоры, которые вполне справедливо ощущали себя частью европейской аристократии, без долгих раздумий гнали мужиков с ружьями хоть в Альпы, хоть подавлять венгерское восстание. История Первой мировой тоже дает массу примеров, когда руководство России позвовляло затыкать своими подданными геополитические дырки в интересах союзников.
И вот Путин. Человеку прям очень хочется всему миру доказать, что он — ого-го, и Россия — ого-го. И начинается старая, как мир, игра: полунамеки, полупоклоны, туманные обещания, вот это все.
Худшее, чем все это может кончиться (и кончится, похоже) — это массированной сухопутной операцией России против халифата. ИГИЛ, конечно, будет добит — тут никаких сомнений. Но главные человеческие потери в итоге понесет Россия, ничего не получив взамен — потому что в новой Сирии будет новое правительство, которое в лучшем случае сердечно поблагодарить лично господина Путина и даже, может быть, вручит ему высший сирийский орден. И это все.

С бандитами, конечно, надо воевать и чем быстрее их всех там перебьют — тем лучше. Но готова ли страна к десяткам тысяч погибших?

Федор Крашенинников

От РМ