Проблема выставки Серова не в очереди, потому что очереди на большие художественные события в мире — рядовое явление.
Проблема в том, что наплыв зрителей — подарок для любой крупной галереи мира, — у нас воспринимается как стихийное бедствие. Выставки ведь у нас существуют не для того, чтобы на них люди ходили, а для отчетности.
Именно поэтому руководство Третьяковки смотрело на то, как люди мерзнут, чтобы посмотреть на Серова, в течение многих дней, и ничего не делало.
В Третьяковке на Крымском валу не предусмотрено кафе. И нужно было выбить дверь, чтобы на месте появилось почему-то МЧС, которое заботится, чтобы очередь не замерзла до смерти. Что мешало Третьяковке заботиться о своих посетителях до этого, хотя бы позвать волонтеров раздавать горячий чай? Только представление о людях как единицах отчетности.
Так вместо праздника искусства случился скандал.
И в этот момент уже есть соблазн искать идеологию. Да, обыватель (почитайте отзывы) смотрит на мир Серова как на Россию, которую мы потеряли — ту, где цены на нефть никого не волнуют (такая теперь у нас национальная утопия, что в прошлое, что в будущее).
И к самой очереди относятся как раз как податному крестьянству, создающему господам из Минкульта неловкость. В Третьяковке зажимают носы, выходя к мужикам. Все сходится: очередь познает саму себя, от Серова к Некрасову и обратно.
оригинал — https://www.facebook.com/kmartynov/posts/1136419749725125
автор — Кирилл Мартынов