В США только что закончились внутрипартийные выборы (кокусы) в штате Айова. Начался многомесячный процессс, в результате которого в ноябре этого года будет избран новый президент страны. Малюсенький штат Айова нередко задаёт тон всей остальной президентской кампании.
У республиканцев наибольшее число голосов получил сенатор из Техаса Тед Круз (28 процентов голосов), на втором месте — миллиардер из Нью-Йорка Дональд Трамп (24 процента), на третьем месте — сенатор из Флориды Марко Рубио (23 процента). Остальные кандидаты, включая Джеба Буша, поделили оставшиеся проценты.
У демократов голоса разделились примерно поровну между Хиллари Клинтон (49,8 процентов) и сенатором-социалистом из Вермонта Берни Сандерсом (49,6 процентов). Третий кандидат, бывший губернатор штата Мэриленд Мартин О’Мэлли, получил менее одного процента голосов.
Что всё это означает?
Начнём с республиканцев. Прежде всего, нужно сказать, что потрясающий успех демагога и популиста Дональда Трампа во время ранее проводившихся опросов общественного мнения спутал карты руководителей республиканской партии, которые надеялись, что надёжный и предсказуемый Джеб Буш станет их «знаменосцем». Вместо этого, любимцем консерваторов стал Трамп, а Буш начал стремительно терять популярность. Понадобилось срочно искать нового «знаменосца» (то бишь, кандидата, которому доверяет истеблишмент партии.)
По мнению аналитиков, Круз не годится для этой роли ввиду своих радикально консервативных взглядов, которые не могли бы найти поддержку у большинства американцев. Поэтому, боссы республиканской партии начали с надеждой смотреть на Марко Рубио — молодого, привлекательного американца кубинского происхождения, создающего впечатление умеренного консерватора.
Многие аналитики полагали, что если Рубио получит хотя бы третье место в Айове, он и станет самым предпочитаемым кандидатом для республиканского истеблишмента. А это почти автоматически означает, что многие богатые республиканские доноры (так называют политически активных финансовых воротил) начнут поддерживать именно его. Теперь похоже, что так и будет. До Айовы, многие из этих толстосумов воздерживались от финансовой поддержки кандидатов, ожидая появление лидера, получившего благословление истеблишмента. Сейчас они наверняка начнут осыпать Рубио щедрыми пожертвованиями. А тугой кошелёк — это большой плюс в президентской гонке.
Поэтому, на самом деле, в Айове среди республиканцев победил вовсе не Круз, а Рубио. Это даже было видно по выступлению Рубио после выборов, которое звучало как речь победителя, опьянённого успехом.
Что же касается демократов, то пока любые выводы или прогнозы преждевременны. Аналитики склоняются к тому, что Клинтон, в конечном счёте, станет победительницей, когда будут подсчитаны голоса во всех 50 штатах. Но тут есть одна очень интересная деталь. ФБР всё ещё не объявило об окончании расследования скандала, связанного с использованием Хиллари Клинтон персонального сервера для официальной электронной почты. То есть, существует реальная вероятность того, что Клинтон может быть привлечена к уголовной ответственности, а значит, выбыть из борьбы за президентское кресло.
Именно поэтому Мартин О’Мэлли, получивший пол процента голосов, не торопится сходить с гонки. Ведь если Клинтон сойдет со сцены, то все её голоса почти автоматичечки перейдут к нему, как к умеренно-либеральному кандидату. Наверняка, юристы, работающие в его предвыборном штабе, анализируют шансы такого оборота событий, зорко следя за всеми действиями и заявлениями ФБР. То есть, если Мартин О’Мэлии решит выбыть из гонки, это будет означать, что его юристы решили, что Хиллари Клинтон не будет привлечена к ответственности.
Следующий этап выборов — праймериз 9 февраля в штате Нью-Хемпшир.
оригинал — https://www.facebook.com/sabirjanb/posts/10153210510616682
автор — Сабиржан Бадретдинов