Очередные доказательства присутствия российских войск представила расследовательская организация Bellingcat. Третий год она собирает открытые данные по присутствия российских военных в Украине и Сирии. Как доказать участие россиян в военных конфликтах по фотографиям в социальных сетях, в материале для белорусской Свободы рассказал участник Bellingcat Арик Толер.
Как банковский работник стал расследователем
Это сегодня на работу 27-летнего американца Арика Толера ссылаются New York Times и BBC . К 2014 года он работал специалистом по расследованиям в Bank of America . Если за рубежом случались кризисные ситуации (например взрыв в Бангкоке), ему нужно было сообщить сотрудникам банка, которые находились в тот момент возле места происшествия, как пройти опасные районы.
Работа никоим образом не была связана с его образованием. В 2013 году он окончил Университет Канзаса (University of Kansas), где изучал славянские языки и в специализировался на русской литературе.
Но после катастрофы на Донбассе он нашел новое применение своим навыкам.17 июля 2014 года в небе над зоной конфликта в восточной Украине был сбит пассажирский самолет малазийских авиалиний MH17. И россияне, и украинцы обвиняли друг друга в ответственности за смерть 298 пассажиров этого рейса.
На следующий день британский общественный журналист Эллиот Хиггинс (Eliot Higgins) опубликовал в Твиттере фото зенитно-ракетного комплекса «Бук», якобы сделанное в городе Торез, который контролировался украинскими войсками. Он попросил своих подписчиков помочь определить точное место фото.
Умея работать с открытыми данными и зная русский язык, Толер за пару часов по одному фото определил, что это был не Торез. Местом, где был зафиксирован «Бук» оказался город Снежное, который контролировался сепаратистами.
«Эллиоту понравилась моя работа, и потом я нашел еще несколько значимых деталей к этому делу. С тех пор я постоянно работаю с Bellingcat».
Мы не знаем, имеет ли ЦРУ те же данные
Полтора года Толер занимался расследованиями для Bellingcat в свободное от банковской рутины время. Весь свой 15-дневный отпуск он тратил на поездки в Киев, где проводил мастер-классы для журналистов.
Но в ноябре 2015 года Bellingcat получил грант от Google, и теперь хобби Арика Толера превратилась в работу. Он ушел из банка и ежемесячно путешествует столько же, сколько раньше путешествовал в течение года.
«Это лучшая работа, которую я могу себе представить», — говорит он в ходе онлайн-интервью из своей квартиры в штате Северная Каролина, откуда он работает ежедневно.
Bellingcat делает работу, которой обычно занимаются государственные службы безопасности. И иногда их результаты лучшие, чем у государственных органов. Например, в своем расследовании Bellingcat доказал российскую принадлежность «Бука», из которого стреляли в малазийский самолет. А вот немецкая Федеральная разведывательная служба посчитала, что пророссийские сепаратисты захватили этот «Бук» у украинских военных.
«Но мы не знаем, нашло ли ЦРУ те же самые доказательства, что и мы, — говорит Толер. — Быть может, это совершенно новая информация, а может, она уже была известна намного раньше ».
В любом случае, на расследовании Bellingcat постоянно ссылаются мировые СМИ. Например, онлайн-журнал VICE использовал материалы Bellingcat, чтобы доказать присутствие российских войск в Украине. Перед этим Bellingcat определил геолокацию фото, которое выставил в Instagram военнослужащий из Бурятии.
По фото с щенками можно определить присутствие военных
Все их исследования базируются исключительно на открытых данных: фото Вконтакте и одноклассники, записи видеорегистраторов, открытые группы в соцсетях.
Но как среди миллионов пользователей найти нужных людей и видео на Youtube? Толер говорит, что постоянно приходится изобретать новые способы. Ища записи с российским «Буком», они использовали стандартную название файла, которая могла бы быть на видеорегистраторе 17 июля 2014 года.
«Надо ставить себя на место человека, который выкладывает видео, — говорит Толер. — Мы нашли несколько видео, и ни в одном не было слов «Бук», «военная колонна» или «Украина». Нам приходится пробовать очень странные способы».
Или как доказать, что военные находились на полигоне около Украины длительное время? Почему-то очень многие солдаты делали фото с одними и теми же щенками. Определив несколько щенков, Bellingcat проследил по фотографиям в соцсетях, как они выросли до взрослых собак.
Еще у расследователей много времени уходит на работу со спутниковыми фото. Даже на открытых сервисах вроде Google Earth можно увидеть, как изменялась российско-украинская граница в течение года. Bellingcat сравнил фото одного участка границы в 2013 и 2014 году. На первом было чистое поле. А на фото за 2014 год видно военный лагерь и колеи от техники, ведущих через государственную границу.
Американские военные также фотографируются с техникой — все хотят покрасоваться
Почему российские военные открыто выставляют фото, которые выдают секретные данные Министерства обороны России? Арик Толер говорит, что командование обычно забирает у контрактников телефоны, но они нарочно берут с собой второй аппарат.
«Это человеческая природа — все хотят покрасоваться, когда попадают в необычные места или когда делают необычные вещи, — говорит Толер. — Парень из Сибири попадает на границу с Украиной, и не может не сделать фото на фоне танке».
Так делают не только россияне. Ради развлечения Bellingcat проверял активность американских, канадских, британских и немецких военных во время недавних учений НАТО в Норвегии.
«И мы увидели то же самое! — Говорит Толер. — Солдаты делают селфи на фоне военной техники, хотя их командиры не позволяют этого делать. А потом по моделям и номерам техники можно определить их принадлежность».
В то же время из Сирии поступает не так много открытых материалов. Во-первых, объясняет Толер, там нет такой хорошей мобильной связи, как на границе с Украиной. Но самое главное, что в Сирию направляют НЕ контрактников, а элитных десантников и спецназовцев, которые не публикуют своих фото в открытом доступе.
«Они не такие глупые, как молодые контрактники, которых направляют к украинской границе».
Мы охотимся не на русских, а на фальшивую информацию. А россияне чаще других ее распространяют
Статистика посещений сайта Bellingcat показывает, что российско-украинская и российско-сирийская темы — самые интересные. У этих материалов в десятки раз больше просмотры, чем в любых других расследований.
На публикации Bellingcat реагируют не только рядовые читатели, но и политики. Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, заявил, что Кремль сомневается в правдивости данных Bellingcat. Это был ответ на распространенный в мае 2016 года доклад. В нем утверждалось, что именно «Бук-М1» с российской 53-й зенитно-ракетной бригады сбил малазийский пассажирский самолет над Донбассом.
За свою деятельность участникам Bellingcat часто угрожают другие пользователи социальных сетей. Но открытых угроз еще ни разу не было. А потому даже Толер чувствует себя в безопасности в Украине, куда часто ездит:
«У меня куда большее вероятность быть застреленным в Америке, чем в любой европейской стране».
Также в Bellingсat говорят, что не охотятся исключительно на российских военных. Их цель — разоблачать фальшивую информацию. А россияне чаще всех ее распространяют, поэтому к ним такое пристальное внимание.
«Россияне дают нам больше всего материалов для работы, — говорит Толер. — А еще они самые активные в международной политике. И при этом их правительство имеет привычку врать, что делает их легкой мишенью».
Справка
Bellingcat — волонтерская организация, занимающаяся журналистскими расследованиями. Она была основана британцам Эллиотом Хиггинсом 15 июля 2014 года. Вместе с Хиггинсом в проекте принимают участие около 20 волонтеров из США и европейских стран.
Оригинал Публикации на белорусском языке