На саммите в Германии Марин Ле Пен, Геерт Вильдерс и другие европейские популисты пытаются объединиться для борьбы
Издание The Economist сообщает об «антисаммите» лидеров европейских правых популистов, проведенном в немецком городе Кобленц в конце января. В мероприятии принимали участие более 2000 тысяч человек, большая часть из которых это сторонники партии «Альтернатива для Германии» (АПГ).
Издание иронизирует, что на альтернативном саммите «блуждали два привидения: Ангелы Меркель и Дональда Трампа». Меркель и ее партия по мнению собравшихся олицетворяет весь негатив и все загнивание в Европе: оторванность от людей, элитарность и ослепления проблемами иммигрантов (выступления ораторов весь день то и дело прерывало скандирование «Меркель вон!»). Зато фигура Дональда Трампа вызывает совсем другие эмоции. «В прошлом году ветер начал меняться», — сказал лидер нидерландской Партии свободы Геерт Вилдерс. — Он принес нам победу Дональда Трампа» Слушатели взорвались овациями и одобрительными возгласами, ведь если Америка может, то почему бы не смогла и Европа?
В Кобленце встретились лидеры популистских, националистических партий из Германии, Франции, Италии, Нидерландов и других стран под лозунгом «Европа наций и свободы» (так называется их политическое объединение в Европейском парламенте). Съезд был необычным уже сам собой: эти группы давно не могли найти общий знаменатель по причине распре и личных конфликтов. Но теперь они на вершине волны успеха, а несколько политсил из этой когорты даже имеют лидирующие позиции в опросах общественного мнения и видят себя в авангарде движения.
Темы для обсуждения были из привычного репертуара: от нападок на безответственные элиты и разгромной критики Брюсселя к распространению паники по поводу темпов рождаемости в Африке. Вилдерс, который не так давно чуть не оказался за решеткой из-за провоцирование расовой дискриминации, заявил в частности, что белокурые европейки все больше боятся показывать на людях свои волосы, чтобы на них не напали иммигранты. По этой инвективе просматривалось зарождения взгляда на Европу как на консорциум суверенных государств, свободные от политкорректных элит и назойливых иностранцев. Заметны были энергичные попытки создать атмосферу интернационализма; речи сопровождались субтитрами, а помещение украшала целая радуга флагов разных стран.
Представителям АПГ отрадно слышать, как зарубежные политики произносят взгляды, созвучные с их собственными. «Это дает нам ощущение, что мы не одни», — приводит издание слова гостя из Гессена, который приехал в Кобленца на машине с восемью друзьями; все соглашались с тем, что немецкая пресса искажает их слова и заставляет их чувствовать себя париями.
Это была важная событие для АПГ, поддержка которой в последнее время находится где-то между 12% и 15%. Некоторые из партийных руководителей считает экономический курс лидера французского «Национального фронта» Ле Пен слишком близким к дирижизму, и им не очень нравилось видеть свою Фраука Петри с ней на одной сцене. Но большинство сошлось на том, что героиней дня стала Ле Пен. Она вдохновила аудиторию (преимущественно среднего возраста) призывом к «патриотической весне», назвав этот съезд революцией правых, которым принадлежит будущее. В отличие от других лидеров ей удалось выстроить эмоциональную связь с аудиторией.
«Антисаммит» появился на почве недовольства мейнстримной политикой, а не чего-то, хотя бы отдаленно напоминало бы политическую программу. Но лидеры партий, принявших в нем участие, этим не озабочены. Вряд ли политсилы, которые они представляли в Кобленце, получат власть на следующих выборах в своих странах (хотя победы Ле Пен исключать нельзя). Впрочем, их влияние уже ощутимо. 23 января премьер-министр Нидерландов Марк Рютте написал несколько изданий «открытое письмо», в котором намекнул всем, кому не нравится голландские ценности, лучше уехать из страны. Франсуа Фийон, фаворит президентских выборов, которые состоятся весной во Франции, заявил, что его страна закрыта для беженцев. Даже Вилдерс и Ле Пен не могли бы сказать лучше пишет издание