Левых в США охватила лихорадка. Любой негатив в прессе о Дональде Трампе, любой раскол между республиканцами в Конгрессе улучшает настроение тем, кто взялся противодействовать президенту и его инициативам. Демократы вспоминают, что получили преимущество над республиканцами по количеству голосов избирателей 2016-го. И было это еще до того, как Трамп начал нарушать свои обещания. Ход их мысли примерно таков: если Демократическая партия придумает обещания еще более зажигательные и выберет кандидатов еще вдохновеннее, то антитрамповское большинство, несомненно, активизируется и устранит правых от власти.
Умеренных демократов такая самоуверенность тревожит. 4-5 августа энергичные выборные должностные лица (губернаторы, члены Конгресса и городские головы) вместе со спонсорами, руководителями прогрессивных инициативных групп и ветеранами президентских кампаний собрались в туманном Аспене — прохладном горном курорте в штате Колорадо. Встречу организовал центристский аналитический центр Third Way («Третий путь»). Участники рассуждали о политике какой она есть, а не о такой, какой ее хотят видеть идеологи.
В США Трамп не нравится многим. Однако большинство его противников, проживают в крупных городах, прибрежных штатах или университетских городках. Это ограничивает их электоральный вес. На выборах 2016 Хиллари Клинтон обошла своего предшественника Барака Обаму на 1200000 голосов в штатах Калифорния, Массачусетс и Нью-Йорк. Эти же три штата обеспечили присутствие трети демократов в Палате представителей. Однако в 47 других Клинтон получила на 3300000 голосов меньше, чем Барак Обама, и совсем малую поддержку получила в штатах, которые колебались. Поэтому неожиданно победил Трамп.
На встрече Third Way решили, что быстро получить преимущество демократы могут только одним способом — принудительно переселить миллионы американцев. А вот в реальном мире политическая география обрекает демократов на затяжное продирание назад к власти через очень сложные округа: бывшие промышленные города, богатые окрестности таких мегаполисов, как Миннеаполис или Филадельфия, а также юго-западные регионы, население которых разрастается. Их жители отвернулись от демократов, с тех пор как Обама победил на выборах 2008 года. Партия потеряла десятки мандатов в Конгрессе и почти тысячу мандатов в законодательных органах штатов. У республиканцев 34 из 50 губернаторских постов.
Борьба демократов за власть поднимет на поверхность слабые места антитрамповского большинства. Немало избирателей сомневается, что президенту близки проблемы, которые беспокоят их. Но еще больше из них уверены, что демократы далеки от своего электората. Опросы показывают, что демократов считают партией власти, а избиратели скорее склонны осуждать власть, чем бизнес. Популярность Трампа падает, но в деле обеспечения рабочих мест республиканцам доверяют больше, чем демократам. Такая информация не давала покоя участникам встречи Третий путь (Third Way), которую автор этой статьи посетил в качестве наблюдателя.
ОПРОСЫ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ДЕМОКРАТОВ СЧИТАЮТ ПАРТИЕЙ ВЛАСТИ, А ИЗБИРАТЕЛИ БОЛЬШЕ СКЛОННЫ ОСУЖДАТЬ ВЛАСТЬ, ЧЕМ БИЗНЕС. ПОПУЛЯРНОСТЬ ТРАМПА ПАДАЕТ, НО В ДЕЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ РЕСПУБЛИКАНЦАМ ДОВЕРЯЮТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЕМОКРАТАМ
Левые хотят, чтобы демократы использовали властные полномочия для борьбы с неравенством доходов (например, повышение минимальной зарплаты, введение гарантированного базового дохода или обещание бесплатного высшего образования, как предлагал сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс во время президентских праймериз). Другие полагают, что секрет в том, чтобы медленнее и громче разъяснять идеи демократов. Но одна известная любимица народа, которую пригласили в Аспен, горевала о том, что демократы проигрывают «войну месседжей» в пользу таких спонсоров консерваторов, как Дэвид и Чарльз Кохи. Из-за атаки правых, жаловалась она, «люди считают плохим то, что на самом деле для них хорошо».
Зато другие, преимущественно политики из штатов, которые колеблются с выбором и регионов, где демократам нужна победа умеренных республиканцев, говорили, что Демократической партии достаточно просто рассказывать избирателям, «что для них хорошо». Один центрист призвал присутствующих подумать над печальной реальностью: их «партию рабочего класса» воспринимают как «противницу рабочих мест». Несколько избранных демократов советовали своей политической силе сделать шаг назад, поднять глаза и обратить внимание на самые острые стремления и страхи электората. Один политик заявил, что агитировать за повышение минимальной зарплаты стоит, но он не знает «ни одного человека, который хотел бы работать за минимальную оплату». Идея бесплатного образования нравится народу, но демократам надо еще завоевать расположение промышленных городов, где ценится квалификация в определенном ремесле, а не университетский диплом.
Короткого пути нет
Сама концепция Третьего пути (Third Way) пропагандирует мысль, что проблему экономического неравенства решать надо, но не как окончательную политическую цель, а как симптом более масштабного вопроса: как построить качественную жизнь, наполненная смыслом, особенно в «потерянных» уголках страны, где слишком мало рабочих мест, которые дали бы возможность развиваться и самосовершенствоваться или хотя бы не терять достоинства. В аналитическом центре хотели бы, чтобы левые, правые и центристы строили политические кампании вокруг комплексного месседжа. Вместо акцент на перераспределении богатства Third Way предлагает демократам сосредоточиться на «возможности заработать на достойную жизнь». Этот лозунг должен содержать в себе главное обещание американского капитализма: хорошая жизнь является доступной для каждого, но её надо заработать.
В Аспене встретились реалисты. Губернатор штата Колорадо Джон Гикенлупер говорил о сотрудничестве с бизнесом и некоммерческими организациями над межпартийных проектами, как создание возможностей для переквалификации на технических специальностях. Другие призывали демократов не настраивать против себя бизнес, а вернуться к своей идентичности середины XX века, когда партия поддерживала малый бизнес в противовес мощным корпорациям. Кто-то предложил конкретизировать приоритеты, например, по изменению климата. Например, отметить, что рабочие места по установке солнечных панелей нельзя переводить за границу. Как ни странно, (учитывая то, что некоторые активисты «движения сопротивления» против Трампа пытаются на выборах устраивать соревнования за идеологическое чистоплюйство политиков), руководители двух прогрессивных групп сказали, что не видят необходимости требовать, чтобы все кандидаты везде включали в свою программу право на аборт. Губернатор штата Луизиана Джон Белл Эдвардс откровенно сказал коллегам: если бы Демократическая партия на общегосударственном уровне не приняла его позицию относительно абортов (против) и права на хранение оружия (за), он не победил бы в своем консервативном штате и «не был бы здесь сегодня.
Демократы готовятся к похожих на цирк президентских праймериз 2020 года. Центристов на них обвиняют в прожности. Поэтому их неотложная задача — избежать автоматического перехода к левому популизму. Демократическая партия сейчас в глубоком провале, и узкая тропа ее оттуда не выведет.
Источник: The Economist