Сегодня в Грозном прошел митинг в поддержку мусульман Мьянмы. По данным чеченских властей, мероприятие собрало 1,1 млн человек (всего население республики — около 1,4 млн). Вчера в самом центре Москвы мусульмане (чеченцев тоже хватало) организовали стихийный митинг, где чуть не дошло до столкновения с ОМОНом, требуя вмешаться в ситуацию в Мьянме.
Рамзан Ахматыч ведет себя так же как и его сюзерен – достигнув предела органического роста рейтинга за счет внутренней повестки, переходит к внешнеполитическим вопросам. Перед этим, по всем правилам разведки, была набита рука и сделаны пробные вылазки: глава Чечни показательно освобождал журналистов из Украины, моряков из Ливии и детей из ИГ.
Десятки тысяч мусульман на улицах, (митинг чеченцев в центре Москвы в поддержку мусульман Мьянмы) – это демонстрация возможностей
Формально маломальской свободой во внешнеполитических делах, помимо Центра, пока еще обладает Республика Татарстан, которая старательно не пользовалась этой опцией вплоть до 2014 года. Тогда Татарстан с помощью своего «дипломатического оружия» во время крымской истории попытался выторговать себе от Центра дивидендов в виде переподписания договора о полномочиях. Однако это ни к чему не привело. Татарстан лишен права быть первым среди равных, договор пролонгировать не будут.
Система сама часто использует и понимает силу. Сила (десятки тысяч на улицах, митинг почти неподконтрольных юношей в центре Москвы) – это декларация возможностей. События 2011-2012 годов показали, что к этому прислушиваются больше, чем к сетевым флешмобам и закулисным интригам. Кадыров не мог не увидеть, что стало с Татарстаном, и хочет этого избежать. Отсюда и привет Кремлю («Если Россия будет поддерживать шайтанов, совершающих преступления, — я против позиции России»), который еще раз говорит о том, что любые статусы в России формальны, если за ними нет реальной физической мощи. Тут понимание политики у Москвы и Грозного полностью совпадает.