Антиправительственные протесты продолжаются в разных городах Ирана уже пятый день в ходе, самых массовых антиправительственных акций в стране с 2009 года. Утром в понедельник мировые СМИ сообщили о том, что счет погибшим в ходе протестов уже пошел на десятки.
В воскресенье власти, как сообщается, заблокировали Instagram и Telegram, которое иранцы использовали для распространения новостей о протестах. Власти продолжают угрожать протестующим силовым разгоном, однако, до сих пор этого сделано не было. Возможно поэтому власти ведут себя осторожно, опасаясь открытого неповиновения со стороны армии. Так президент Хасан Рухани в комментариях, которые транслировались по государственному телевидению в воскресенье вечером, поддержал право иранцев на протест и критику правительства и указал, что некоторые из протестующих выдвигают законные требования, но протесты не должны включать в себя насилие или призывы к свержению власти.
این ویدئو را مخاطبی در تلگرام فرستاده و گفته آن را امروز حدود ساعت ۳ در خیابان نادری #اهواز گرفته است.
⬇️پیامگیر تلگرام ما@BBCShoma pic.twitter.com/y8EVLCLVGj
— BBC NEWS فارسی (@bbcpersian) January 1, 2018
Когда начались беспорядки и что послужило их причиной
Беспорядки начались с протеста в втором по величине городе Ирана в Мешхеде в четверг, причем, что характерно как акции протеста исламских радикалов, сторонников жесткой линии, которые хотели выразить свое несогласие с реформистской политикой президента Рухани. Однако массовые протесты, как и любую стихию трудно контролировать – они нередко выходят из-под контроля. Это и произошло в Мешхеде, — начатая религиозными фанатиками демонстрация быстро превратилась в свою противоположность, так как к ней присоединилось большое число светски настроенных молодых людей, которые решили использовать редкую возможность публично выразить свое несогласие, независимо от намерений первоначальных организаторов. Так протест против Рухани превратился в массовую антиправительственную манифестацию, против роста цен, коррупции, осуждающую внешнеполитические авантюры Ирана в Сирии и Ливане.
Когда начались протесты в Иране
Новости о протестах, в четверг распространившиеся сначала через популярный в Иране мессенджер Telegram и впоследствии подхваченные зарубежными новостными агентствами, быстро распространились по стране, всколыхнули Тегеран, другие крупные города и удивительное количество небольших городов, население которых обычно оставалось индифферентно к происходящему в мегаполисах. По мере распространения протестов лозунги становились все более радикальными, стали звучать призывы к смерти верховного лидера страны и свержению исламского правительства. По-видимому, спонтанные, часто провинциальные протесты различались по размеру, а некоторые приводили к столкновениям с полицией. По имеющимся сведениям, по всей стране были арестованы десятки человек.
Стихия. Люди собираются в массы и сносят полицию.
Иран. pic.twitter.com/cskRfTG47P— Ray (@Ray_net_ua) December 31, 2017
Протесты без видимого лидерства со стороны какой-либо политической силы продолжались в субботу, несмотря на предупреждение правительства против участия в «незаконных собраниях». Сообщалось о столкновениях в ходе митингов в нескольких городах страны, поскольку полицейские и сотрудники службы безопасности в штатском продолжали пытаться подавить беспорядки. В субботу пришла информация и о первых жертвах — двое протестующих были убиты стрельбой городе Доруд, в западном Иране, но местные официальные лица отрицали, что силы безопасности несут ответственность за инцидент, возложив ответственность на суннитских мусульманских экстремистов и иностранные державы.
Недовольство протестующих вызывает не только положение дел в экономике
Наблюдатели подчеркивают, что в ходе протестов звучат антиклерикальные, антиисламские лозунги.
https://twitter.com/hdagres/status/946824612238823424
В городе Куме сегодня, духовном центре # Ирана: Толпа скандирует «Мы не хотим Исламской Республики!»
Также в субботу проправительственные демонстранты вышли на улицы в Тегеране и других круных городах, чтобы принять участие в запланированном праздновании годовщины разгона Зеленого движения (массовые демократические антиправительственные выступления, жестко подавленные властями в 2009 году). Власти не стали разгонять акцию, но предупредили собравшихся. Один из лидеров Революционной гвардии Ирана сообщил государственным СМИ в субботу, что если волнения продолжатся, то протестующие столкнутся с «железным кулаком нации», а в воскресенье в попытке помешать распространению информацию о протестах доступ к Instagram и Telegram был в Интернет заблокирован.
#IranProtests, 4th day, Sunday afternoon, Central Tehran: protesters chanting "Death to Dictator" pic.twitter.com/GnacjV4LDU
— Hadi Nili (@HadiNili) December 31, 2017
4-й день протестов центр Тегерана — в новогоднюю ночь протестующие скандируют «смерть диктатору».
В понедельник первое января иранское государственное телевидение сообщило о том, что в ходе общенациональных протестов в Иране за последние пять дней по меньшей мере 10 человек были убиты. Associated Press, ссылаясь на государственное телевидение Ирана также сообщило о том, что силы безопасности страны отразили «вооруженных демонстрантов», которые пытались захватить полицейские участки и военные базы. Неясно, где происходили предполагаемые нападения, хотя некоторые видеоролики, циркулирующие в Интернете, показывают жесткие столкновения протестующих с полицией.
Как отмечают The Guardian и New York Times , небольшие протесты, сосредоточенные на экономических проблемах, в Иране обычное явление, но политически заряженные протесты по всей стране, где люди не страшась, скандируя «смерть диктатору» — нет. Подчеркивается также, что протесты, несомненно, будут важным испытанием для относительно умеренного Рухани, которого также не пощадили на митингах. Как подчеркивают западные СМИ в своих выступлениях в воскресенье Рухани явно пытался угодить «и нашим и вашим». Подчеркивается также, что власти Ирана пытаются понять, какие силы стоят за протестами.
Иран сегодня. Твоё лицо, когда узнал свой настоящий рейтинг народной поддержки pic.twitter.com/hCDL8Kj2L0
— Մιtαuskαs 🇱🇹🇺🇦 (@_A_Vit_) December 31, 2017
Однако некоторые эксперты не удивлены внезапной волной протестов, отметив в качестве важной причины недовольство экономическим положением вызванное западными санкциями (привет тем в России, кто приводил в пример способность населения Ирана терпеть санкции. — Прим. Авт.), продолжающимся ростом стоимости жизни и уровнем безработицы в стране.
Администрация Трампа, которая давно стремилась дезавуировать дипломатический прогресс президента Обамы на переговорах с Ираном намекала на свою возможную причастность к организации протестов, критиковала правительство Ирана и призвала протестующих продолжать в том же духе, призвав одновременно к сдержанности обе стороны. Сам Трамп у себя в Твиттер многозначительно прокомментировал события – мол, «мы внимательно смотрим…».
Iran is failing at every level despite the terrible deal made with them by the Obama Administration. The great Iranian people have been repressed for many years. They are hungry for food & for freedom. Along with human rights, the wealth of Iran is being looted. TIME FOR CHANGE!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) January 1, 2018
По понятным причинам в Израиле с большим вниманием наблюдают за происходящим в Иране. В понедельник, как сообщает FOX NEWS Исраэль Кац — высокопоставленный израильский министр пожелал иранским протестующим «успеха». В частности министр разведки сказал, что Израиль «не вмешивается, но я, конечно, желаю успеху иранского народа в борьбе за свободу и демократию».
В это время американская общественность стала думать о том , как США могут реально помочь протестующим и активистам, в том числе помогая обеспечить доступ к спутниковому интернету в страну и прекратив запрет на Иранские граждан, въезжающих в США.
Касаясь того, что будет дальше в Иране, большинство экспертов не осмеливаются делать каких либо однозначных прогнозов, тем более, что это новое протестное движение, если оно вообще есть, похоже, не имеет лидеров или какого-либо руководства. Публикация Wall Street Journal напоминает о том, что отсутствие у протестов руководства, структуры и артикулированных и являются причиной поражения всех прочих выступлений в этой стране.
Иранское правительство, как и в прошлом, успешно блокирует платформы социальных медиа, используемые протестующими, но с закрытием одних появляются другие, для распространения новостей и видеороликов о протестах, а также любых последующих репрессий — для распространения. Подчёркивается также что режим решит отключить или резко замедлить доступ в Интернет, как это было в 2009 году, это окажет гораздо негативное воздействие на бизнес, и вызовет возмущение тех граждан страны, которые еще не участвуют в протестах, так как для большинства населения этой страны – жизнь без Интернет представляется просто немыслимой.
И, как напомнил в Twitter аналитик Али Реза Эшраги, иранский режим давно (на протяжении десятилетий) опасался публичных протестов в связи с экономическим кризисом, и в то время как новая волна протестов, по численности участников пока не достигла к масштабов протестов «Зеленого движения» в 2009 году, вызванного манипуляциями властей результатами голосования на президентских выборах. Однако превысила их по ширине охвата — новые демонстрации означают, что в первый раз протесты такого рода происходят одновременно как в столицах и крупных центрах страны, так и в малых, провинциальных городах.
Автор публикации в Bloomberg ‘s добавляет, что, «в отличие от 2009 года, пока неясно, какова главная цель протестов», но предполагает, что главным мотивом «большое недовольство выросшим социальным расслоением, не реализующимся ожиданиям от восстановления экономики, а также недовольство подходом властей страны к социальным нормам».
Была также некоторая предварительная поддержка протестов со стороны сторонников жесткой линии, которые похоже хотят, чтобы беспорядки бросили тень на президента Рухани, и это заставило некоторых иранцев беспокоиться о том, что протесты намеренно поощряются режимом для выявления и захвата активистов оппозиции. Публикация напоминает, что в 2009 году после подавления «зеленого движения», многие протестующие против режима подверглись длительному и жестокому тюремному заключению, а несколько сотен человек, возможно, были убиты.
Подчеркивается также, что если беспорядки продолжатся, распространяются и приобретут больший масштаб — возможно, это приведет к жестким мерам со стороны сил безопасности режима — это может быстро привести к новому политическому кризису в стране в то время, когда он уже сталкивается со все усиливающимся региональным соперником — Саудовской Аравии в условиях, когда администрация в Вашингтоне становится все более анти-ирански настроенной.
Мазиар Бахари, редактор IranWire и бывший политзаключенный в Иране, не считает, что протесты свергнут правительство, но все еще являются признаком того, что рано или поздно смогут:
Это революция? Еще нет. Иранское правительство является его собственным злейшим врагом, и об этом знает иранский народ. Экономические проблемы, ведущие к протестам, могут свести в могилу эту коррумпированную и жестокую систему. Разные фракции в правительстве, скорее всего, и все так же, как всегда, предпочтут отвернуться от экономических бед иранского народа и обвинить в организации протестов «иностранных агентов» (Путин привет. – прим. Авт.) и международный империалистско-сионистский заговор.
Правители Ирана могут предпочесть обвинять иностранцев и сионистов, но они едва ли понимают, что истинная опасность для их власти заключается в них самих.
Аналогичным образом, директор по исследованиям NIAC Реза Мараши, работавший в Управлении иранских дел в Государственном департаменте при администрации Обамы, добавляет, что нынешний политический климат в Иране не вряд ли приведет к резким политическим изменениям, но подчеркивает то разрыв между государством и обществом останется и лишь будет возрастать в дальнейшем- создавая все новые волны протеста, до тех пор пока политические, экономические и социальные устремления иранского народа не будут удовлетворены.
Обзор новостей по ситуации в Иране подготовила Александра Мельник