В Иране продолжает нарастать протестная волна, погибло уже более десяти демонстрантов. Пострадавшие есть и среди протестующих, и среди «сил безопасности». Это точно самые массовые протесты с 2009 года. И они подогреваются еще одним серьезным фактором, которого не было в 2009-м — люди устали от сирийской войны.
Просто нужно понимать, что Иран участвует в этой войне очень долго и очень всерьез. Российская операция в Сирии по сравнению с иранской — легкая прогулка небольшой группы людей. Иранские силовики с 2012 года удерживают дружественный им режим Асада от краха. В 2015-м их усилий уже стало недостаточно — тогда как раз вмешалась Россия. Если (гипотетически) полностью убрать российскую группировку (в т.ч. наемников) из Сирии, положение Асада, конечно, сильно осложнится. Но если из Сирии убрать иранцев, то режим Асада падет. Миссия иранцев в Сирии — это не воздушная поддержка и точечные наземные операции, а массовое участие в кровавой мясорубке.
За года войны в Сирии погибли многие сотни, если не тысячи иранцев, в том числе многие высокопоставленные офицеры элитного Корпуса стражей исламской революции (КСИР). В последнее время контингентов КСИР уже явно не хватало, и в Сирию ехали военнослужащие «обычной» иранской армии. В общем, иранский народ сильно хлебнул горя во имя геополитических фантазий тегеранской верхушки (стратегическая дуга Иран-Сирия-Ливан, «шиитский мир» и прочее).
Чем сейчас кончатся протесты, сказать невозможно. Они точно также стихийно начинались одновременно во многих городах и в 2009 году (тогда режим устоял), и в 1978-1979 годах (тогда предыдущая шахская власть, несмотря на ожесточенное сопротивление, рухнула).
Чтобы лучше понимать, что сейчас происходит в Иране, следует знать, что случилось во время антимонархической революции 1979 года, которую принято называть «исламской революцией».
Обычно залогом успешности революций считается слабость и отсутствие воли к жизни у правящего режима. Слабак Людовик XVI, дегенеративный Николай II с его сопливыми дневниками, трясущиеся руки членов ГКЧП, идиот Янукович, который падает от запущенного в него куриного яйца, или чем там в него кинули. «Апельсинки, наколотые наркотиками, оранжевое небо» и все такое. Шаг вперед — два назад. Какая-нибудь точечная варварская силовая акция — и последующий капитулянтский откат.
Так вот, в Иране в конце 70-х было совсем не так. Спецслужба шаха САВАК, шахская гвардия и большая часть армии сохраняли верность режиму и поливали демонстрации свинцом до упора. Но люди шли и шли вперед, буквально по трупам убитых. В итоге их воля к победе оказалась сильнее.
И конечно, в революции участвовали не только шиитские исламисты, сторонники Хомейни, но и левые движения (очень мощные в Иране), и либеральная интеллигенция крупных городов. Но плодами победы сумели воспользоваться именно исламисты, в 1979 году быстро передавившие всех конкурентов. Ничего не напоминает?
К гибели тысячелетнюю шахскую монархию привела нарастающая ригидность , неспособность проводить по-настоящему глубокие реформы. В социальных сетях любят порассуждать о светлом и светском шахском Иране. Вот мы тоже сейчас запостим фоточки, посмотрите. Да, все очень красиво, вполне в духе солнечных европейских 70-х. Женщины с распущенными волосами и голыми красивыми ногами, франты-мужчины, алкоголь. В действительности же это жизнь крупных вестернизированных городов. Провинция по-прежнему обитала в XVIII-XIX веках. Нефтяное богатство страны тратилось на спецслужбы, на армию, на красивую жизнь для элиты крупных городов, да на масштабные шоу типа празднования тысячелетия монархии. В итоге эта тысячелетняя империя рухнула после нескольких месяцев беспорядков.
Нынешняя исламская республика повторяет путь своего предшественника, шахского режима, на костях которого она построена. Такая же нарастающая ригидность. Такое же всевластие спецслужб. Такая же коррупция. Такие же непомерные траты на силовой блок. Такое же отсутствие социальных лифтов — огромное количество молодежи (которой все больше) просто заперто в трущобах городов и в сельской глубинке. Единственный путь вырваться — записаться в Корпус стражей исламской революции и пойти воевать в Сирию. А вместо шахских чиновников и генералов — аятоллы и генералы КСИР в качестве хозяев жизни.
Чем-то нынешний Иран напоминает и Россию с ее кооперативом «Озеро» и «вежливыми» военными операциями в интересах правящей верхушки. В чем-то Иран хуже РФ — у нас государство не настолько еще блюдет «традиционные ценности» и смертной казни официально у нас нет. В чем-то Иран лучше РФ — как это ни странно, там больше политической демократии, на президентских выборах есть какая-то интрига, есть предвыборная борьба. Хотя, конечно, в выборах могут участвовать только кандидаты, которые разделяют базовые ценности Исламской республики — никаких монархистов или марксистов там выбрать не могут. Да и не президент там является главой государства вовсе.
А главное отличие Ирана от РФ — там реально много молодежи. Это древняя, но и молодая, пассионарная нация. И даже если режим сейчас устоит, это все равно очередной очень тревожный звонок.
Да, и обещанные фотки шахского светского Ирана. Как мы уже говорили, в шахском Иране было не все так однозначно красиво, нет речи о «Персии, которую мы потеряли». Рушится только то, что обречено на гибель.
Хотя, конечно, светский, раскрепощенный, демократический Иран — это была бы в каком-то далеком будущем красивая история.
оригинал — https://www.facebook.com/roman.popkov.56/posts/1625146274209888
автор — Роман Попков