Я хочу написать несколько слов о событиях с резней в школе.
Сейчас услышала диалог Альбац и Собчак о том, что надо бы сделать после трагидии в Перми. И Собчак отвечает: усилить безопасность в школе. Я не буду обсуждать лично СОбчак — совсем неинтересно, но идея о том, что усиление безопасности — единственный ответ на происшествия с публичным насилием, почему-то не всем кажется противоречащей идеям либерализма. А между тем, это не «внутренняя поножовщина». Это базовая дилемма современности безопасность vs свобода.
Когда начинаются разговоры об усилении безопасности — всегда это означает ограничение свободы. Под этим лозунгом прошел разгон НТВ и отмена выборов губернаторов.
Но если смотреть стратегически, усилить безопасность можно только сделав более ответственным каждого человека. А значит, увеличив его степень свободы. Осознанной, отрефлексированной свободы, а не свободы как бездумного порыва.
Спасибо Герхарду Бауму за то, что он один из первых дал либеральный ответ на этот вопрос. «При сомнении — в пользу свободы» — так называется глава в книжке Баума «Спасти права граждан», которую он подарил мне в прошлом году.
Пс. В комментариях спросили, а что бы я ответила на месте Собчак. Вот примерно это.
Локально тут ничего не сделаешь. Нужен комплекс мер. Прежде всего — это разблокировать социальные лифты. Нужно не сокращать , а увеличивать психиатрическую помощь. Нужно разукрупнять, а не укрупнять школы (и вливать больше денег в образование). Надо вводить подростковую, детскую юстицию (не буду писать ювенальную, чтобы не возбуждать массы) в смысле более тонкого отношения к правонарушениям подростков. Нужно способствовать созданию центров для трудных подростков. Надо гуманизировать отношение общества к себе и окружающим вообще и сделать неприемлемым лицемерие. Надо активно бороться с бедностью и сумасшедшим разрывом между бедными и богатыми. В общем, надо идти ровно в обратном направлении, чем сейчас идет наша страна.
оригинал — https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1856702244372312&id=100000976634979
автор — Юлия Галямина